Студентов не привлекают целевые квоты: в вузах Новосибирска свободно больше половины
Выделенные на целевое обучение в новосибирских вузах квоты в этом году особого ажиотажа работодателей не вызвали. По данным вузов, общая квота составила 2802 целевых места (в 2023 году – 2502).
«На целевое обучение в вузы региона в этом году приняли 1317 человек. Это на 3,9% больше, чем в 2023-м – тогда было 1265», – пояснил Infopro54 замминистра образования Роман Каменев.
Исполнительные органы госвласти Новосибирской области в качестве заказчиков кадров опубликовали на ЕЦП «Работа в России» 827 предложений (в каждом может быть заказ на несколько человек). В тройке лидеров здравоохранение (665), образование (115) и промышленное производство (15).
В НГПУ на 2024/2025 учебный год в рамках квоты в бакалавриат и магистратуру зачислили 249 целевиков (в 2023-м их было 229). Они будут получать педагогические специальности.
«По итогам работы с вузами исполнительные органы государственной власти заключили 638 целевых договоров по программам высшего образования с оказанием поддержки из областного бюджета», — отметил Каменев.
Продолжить заключение договоров на целевое обучение с обучающимися с поддержкой и бюджета области намерены в ноябре. На обучение планируют принять 189 человек. Кстати, количество студентов-целевиков, которые получают выплаты из бюджета НСО выросло на 62% – с 510 до 827 человек.
С этого года работодатели с госучастием, не относящиеся к исполнительным органам власти, стали самостоятельно публиковать предложения о заключении целевых договоров на сайте ЕЦП «Работа в России». На платформе разместили 1218 предложений на обучение в вузах Новосибирска. Самыми востребованными оказались педагоги, аграрии и медики: НГПУ — 708, НГАУ — 140, НГМУ — 125. Для сравнения: НГТУ — 75, НГУЭУ и НГУ — по 36, СГУГиТ — 30.
Роман Каменев также подчеркнул, что компании не надеются только на целевой набор. Работодатели принимают участие в формировании образовательных программ через максимальное вовлечение специалистов предприятий в учебный процесс, а также организуя стажировки преподавателей на предприятиях. Бизнес активно работает с молодежью и образовательными организациями, реализуя совместные проекты. Отмечается, что вузы постоянно взаимодействуют более чем с 60 предприятиями ОПК Новосибирска и других регионов.
Но есть здесь и другая сторона медали. Директор HR-центра, руководитель комитета по развитию и управлению персоналом, член совета Новосибирского областного отделения «ОПОРА РОССИИ» Алла Литвинова считает, что востребованность целевого обучения зависит от привлекательности условий, которые выдвигают работодатели. Нынешние абитуриенты выбирают целевое обучение, как страховочный вариант, потому что знают, что и без этого смогут найти интересную работу, но при этом без обязательств.
«Студенты поколений Z и Альфа более дальновидны: они предпочитают платить за обучение и обладать свободой выбора, потому что не знают, будет ли им через четыре года интересна эта специальность, компания», – отметила Литвинова.
Работодатели тоже видят большие риски в целевых контрактах: нередки случаи, когда студенты расторгают контракты на последних курсах.
«Работодатели не верят, что система целевого обучения работает эффективно и на 100%, что студенты придут к ним работать, сколько бы они им не платили. И не так много потенциально перспективных студентов поступают на специальности, которые необходимы. Так что недоверие к системе целевого образования сегодня есть со всех сторон, и эту ситуацию нужно менять», – добавила Литвинова.
Фото: @freepik с сайта ru.freepik.com
ФНС объяснила, кого освободят от уплаты туристического налога в НСО