Сизифов труд — счастье художника: три казанских автора объединились, чтобы почтить Камю

Три живых классика казанского искусства объединились для выставки "Миф о Сизифе" в "Смена Галерее" — Ильгизар Хасанов, Рашид Тухватуллин и Вадим Харисов. Авторы рассуждают о своей жизни в искусстве и древнегреческом мифе о человеке, который вынужден бесконечно поднимать в гору огромный камень. Занятная метафора для людей с долгой творческой биографией.

Сизифов труд — счастье художника: три казанских автора объединились, чтобы почтить Камю
© Реальное время

"Будь мир ясен, искусства могло бы не быть"

Как пояснил Ильгизар Хасанов, отправной точкой для выставки стал "Миф о Сизифе", эссе Альбера Камю, опубликованное в 1942 году. В частности, помимо истории о царе Коринфа, бросившего вызов богам, в ней есть глава об абсурдном творчестве художника:

"Произведение искусства порождается отказом ума объяснять конкретное. Произведение знаменует триумф плоти. Ясная мысль вызывает произведение искусства, но тем самым себя же и отрицает. Мысль не поддается искушению прибавлять к описанию некий глубинный смысл. Она знает о его незаконности. В произведении искусства воплощается драма сознания, но она никогда не дается искусством непосредственно. Абсурдное произведение требует художника, который ясно сознает свои пределы, и искусства, в котором конкретное ничего не обозначает, кроме самого себя. Произведение искусства не может быть ни целью, ни смыслом, ни утешением для жизни. Творить или не творить — это ничего не меняет".

— В ней можно почерпнуть мысли о художественном творчестве, — говорит о книге Тухватуллин. — Хотя вещь мрачноватая, но читать ее интересно, даже особо не понимая до конца.

Здесь необходимо процитировать и еще одну фразу из произведения: "Будь мир ясен, искусства могло бы не быть".

Подъем в гору с камнем, который потом скатывается вниз, схож с процессом создания работ, подготовкой выставки, общением со зрителем. В отличие от Сизифа для художника — это бесконечный труд — счастье.

Юбилей "финала" "Черного озера"

Куратором выставки стал основатель и руководитель Центра современной культуры "Смена" Роберт Хасанов, но он отметил, что выставка была задумана его отцом:

— Я лишь подключился, чтобы все оформить и сделать смысловую оболочку, зацепился за название работы Рашида "Сизиф", и интуитивно история связалась с Камю. Относительно этого уже я сделал выборку работ и экспозицию, — говорит куратор.

Отец Роберта, Ильгизар Хасанов, наряду с сыном — сооснователь "Смены". На выставке представлены его живописные работы (показывая одну из них посетителям, он тут же предлагает оценить, как играет луч света, разделяя картину надвое). Хотя в последнее время Хасанов как будто известен реди-мейдом и скульптурой. Он консультировал фильм "Пувырга", благодаря ему съемочная площадка обрела черты подлинной квартиры из 70-х.

Хасанов, Тухватуллин, Харисов первый раз вместе — они встречались на выставках инициированной Хасановым арт-группы "Черное озеро" (2007—2014), так что, иронизируют авторы, получился 10-летний юбилей, если считать с того времени. Среди проектов тех лет сразу вспоминается "Муха", где шести художникам предлагалось с помощью всех видов изобразительного искусства порассуждать на тему взаимоотношений человека и насекомого.

В "Смене" группа "Черное озеро" показывала работы для экспозиций "Чердак детства", "Зима" и "Муха II".

Кроме того, в ноябре исполняется 70 лет Рашиду Тухватуллину, в свое время защитившему кандидатскую диссертацию по теме: "Межионные взаимодействия в неводных растворах карбоксилсодержащих полиэлектролитов", а потом ушедшему в художественную обработку металлов.

Художник является не творцом, а материалом

— Роберт — человек понимающий. Он сумел подключиться к нашим эманациям, — продолжает художник. — Нельзя назвать выставку слишком единой в плане языка, системных образов и подходов. Поэтому в данном случае дар куратора состоит в том, чтобы как-то синтезировать три вектора.

Да, некоторые работы были собраны из архивов, некоторые были сделаны специально к выставке. Упомянутый "Сизиф", по словам Тухватуллина, изначально назывался "Плоская доска, круглая такая". А Хасанов шутит, что в формате галереи есть еще четвертая стена, так что художников могло быть четверо. Также авторы подчеркивают, что особой связи между тремя авторами искать не стоит. Впрочем, к примеру, условно явно перекликаются с расположенными напротив картинами Вадима Харисова. Выставка продлится до 24 ноября.