Символ русской культуры: Малый театр отметил 200-летие своей исторической сцены и запустил проект «Диалог времен»

26 октября 200-летний юбилей отметил Малый театр — один из старейших в стране. Здесь ставили произведения Пушкина при его жизни, а Островский читал актерам свои пьесы.

Символ русской культуры: Малый театр отметил 200-летие своей исторической сцены и запустил проект «Диалог времен»
© Вечерняя Москва

Старт череде праздничных мероприятий, приуроченных к юбилею, дала увертюра Алексея Верстовского, которую исполнил оркестр театра. Она была написана по случаю открытия театра два столетия назад.

Дух времени здесь ощущается повсеместно: зрительный зал помнит Александра Пушкина, наблюдавшего в первом ряду за героями «Руслана и Людмилы»; Грибоедова, следившего за первой и полной, без цензуры постановкой «Горя от ума». Даже «неистовый Виссарион» — литературный критик Виссарион Белинский, затаив дыхание, наслаждался актерской игрой, чтобы потом посвятить целые страницы разбору диалогов любимых артистов Павла Мочалова и Михаила Щепкина. И, несмотря на новые театральные веяния, коллектив продолжает хранить верность традициям. Так, Малый следует линии русского психологического театра, где главную роль играет коммуникация артиста и зрителя.

По словам актера Игоря Петренко, в этом году он проехал с постановками почти всю страну и наблюдал работу коллег. И эти наблюдения его удручили.

— Места для настоящего русского глубокого театра сегодня, к сожалению, почти не осталось, — констатирует артист. Его выживает новый театр, в котором важнее форма, эпатаж, чем человек — зритель и его переживания.

И Малый театр — один из немногих в стране, кто этот последний бастион защиты «психологического театра», разработанного еще Станиславским, не сдает.

Не сдает он позиций русского языка как хранителя нашей культуры. В то время как во многих сферах, в том числе в театральной среде, используют англицизмы и сленговые слова, именно в Малом театре, где поставили все самые известные произведения выдающегося драматурга Александра Николаевича Островского, до сих пор можно услышать грамотную русскую речь. Как вспомнила одна из преданных зрительниц театра, будучи школьницей ее учителя настоятельно рекомендовали ходить на постановки Малого, чтобы слышать и впитывать грамотное звучание русской речи. И юные москвичи середины прошлого века послушно и с благодарностью выполняли эту рекомендацию.

По мнению Эдиты Исаакян, заместителя директора Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры России, это единственный театр в стране с «расширенным форматом классики».

— Сюда можно смело приводить школьные группы и быть уверенным, что они увидят именно те смыслы, которые изначально были заложены авторами, — сказала она.

К своему юбилею театр подготовил премьеру «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка», также зрители могут побывать на выставке «Юбилейная коллекция», где можно увидеть атрибутику из спектаклей разных лет. Помимо этого, театр дал старт проекту «Диалог времен» в масштабе страны.

— В рамках программы зрители после спектакля приняли участие в обсуждении актуальных тем, поднятых в постановке, — рассказал главный режиссер Алексей Дубровский. — Этот проект оказался очень востребованным у московской публики, поэтому мы хотим расширить его и на регионы страны.

В ближайшее время программа «Диалог времен» из локальной традиции Малого театра станет программой федерального значения: о поддержке проекта объявило Министерство культуры России.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Тамара Михайлова, директор Малого театра:

— Жаль, что этот большой праздник мы встречаем без нашего художественного руководителя Юрия Мефодьевича Соломина. Он очень ждал эту дату, и его сейчас нам всем не хватает.

Но мы продолжаем его начинания. К юбилейной дате мы провели большую реконструкцию исторической сцены. Были переоснащены наша сцена и все инженерные коммуникации.

Но главное — нам удалось сохранить все исторические детали и уникальную акустику. Наш театр остается одним из символов России как страны великой культуры.