«Рождение новой России» в видении Андрея Барышева
В посёлке Пены Курчатовского района живёт художник Андрей Барышев. Если представлять его официально – член Союза художников России, автор бесчисленного множества портретов и пейзажей. А если неофициально – мастер своего дела, поскольку эти пейзажи и портреты доведены до такого уровня совершенства, что любителю живописи очень трудно отвести от них взгляд, хочется смотреть бесконечно. Здесь чувствуется школа, как у настоящего художника-профессионала, от обязательного общего для всех академизма до обретения собственного звучания. Прослеживается путь от академической чёткости до импрессионистической – или фешинской, что касается портретов, – размытости. Очень трудно выбрать что-нибудь в качестве «визитной карточки» мастера – хочется и это, и это… и ещё это… и ещё, и ещё… глаза разбегаются. Почему так? Потому что всё это – части одного целого. Все его пейзажи – это один пейзаж средней полосы России. Ничего особенного – никакой экзотики, никаких эффектов. Но сказать, что картины живые, ничего не сказать. Это разлитая в пространстве сама жизненная субстанция – вот что удаётся уловить художнику и что держит и не отпускает взгляд. Неброская сила русской природы, русской души. Это же умение сказывается и в портретах. Перед нами не просто мастерские изображения, это живые лица, когда мастерство является всего лишь средством для схватывания живого нерва. Однако есть у Барышева работа, которая совершенно не вписывается в один ряд с его вполне понятными изображениями людей и окружающего пространства. 100 лет назад выдающийся русский философ Николай Бердяев в своём эссе «Кризис искусства» указал на наличие двух направлений в искусстве своего переломного времени – синтетическое и аналитическое. «С противоположных концов намечается кризис старого искусства и искание новых путей, – писал Бердяев. – В современном искусстве можно открыть стремления синтетические и аналитические, направленные в стороны противоположные. И стремления к синтезу искусств, к слиянию их в единую мистерию, и противоположные стремления к аналитическому расчленению внутри каждого искусства одинаково колеблют границы искусства, одинаково обозначают глубочайший кризис искусства». Именно к мистериальному можно отнести замысел Андрея Барышева под названием «Рождение новой России». Возник он в 90-х годах прошлого столетия, однако ему предшествовала вся сознательная жизнь. По словам художника, первые его художественные замыслы – ещё во время службы на флоте – были мистическими, религиозными, о добре и зле, одним словом, глобальными. Ему не хотелось привязываться к определённому времени, быту, костюмам, над ним довлел некий философский взгляд на то, что происходит в мире. Так возникли композиции «Сотворение мира», «Великий путь», «Гармония с космосом», изображение людей в стихиях огня, воды, воздуха. Художника всегда увлекала историческая живопись, в частности, такие мастера, как Карл Брюллов, Василий Суриков, Илья Репин, Ян Матейко. При этом и веления времени, и природа собственного дара требовали иного взгляда на исторические события, отсюда и возникла впоследствии композиция «Рождение новой России». – Внутренний её смысл состоит в том, чтобы увидеть и отразить в своём времени природу человеческой стихии, её гибельность и одновременно способность к новому возрождению, – говорит Барышев. – К реализации своего замысла я приступил 30 лет назад, в 90-е, а сейчас периодически к нему возвращаюсь, когда чувствую, что истинная природа моего дара – это не пейзаж, не натюрморт и даже не сюжетная композиция, а нечто большее. Вот только портрет для меня так же близок, поскольку, будучи человеком, люблю изображать людей, считаю, что в любом из нас есть природная красота. В настоящее время всё готово к работе над большим полотном, в наличии холст и эскизы. Не хватает только натурного материала, поскольку не каждый согласится позировать в обнажённом виде. Для того чтобы видеть пластику человеческих тел, была создана скульптурная модель. Так что же такое «Рождение новой России»? А это тот глобальный процесс, который происходит, как правило, в переломные моменты истории, когда рождается новое, и не просто новое, а способное играть главную, ключевую роль во всей дальнейшей жизни человечества. Для России это означает обновление на новом витке исторической спирали. Процесс этот всегда мучителен, что мы и наблюдаем начиная с 90-х и до сих пор. Это процесс не одного дня, не одного года и даже не одного десятилетия. Вот эти муки рождения и предстоит воплотить на картине. Олег КАЧМАРСКИЙ, РИА «Курск»