В Казани дали возможность высказаться зодчим-художникам
В первый день саммита БРИКС в Казани галерея Belova Art Gallery открыла сразу две выставки, на которых свои работы представили архитекторы, которые также являются художниками или наоборот. В одном из домов на пустынной улице Кремлевской посетители экспозиции могли оценить графику, живопись, скульптуру и керамику.
"Параллелепипед на ножках"
— Нам было очень интересно поработать с этой темой, поскольку мы в силу происхождения нашей галереи часто пересекаемся с архитекторами и дизайнерами, — пояснила задумку искусствовед Луиза Низамова. — Нам всегда был интересен феномен художника, который пришел из архитектуры в искусство или наоборот.
"Каталог вероятных объектов" Арсения Леоновича — причудливые упражнения в геометрии в разных техниках. На первой выставке, помимо графики, деревянной (довольно масштабной) скульптуры и керамики, можно было увидеть картотеки (фанера, перфокарты, тушь). Всего — 44 объекта. В последних некоторые картины дополнялись названиями книг, кстати, вполне реальных.
Арсений Леонович называл эти объекты "яцеками". Яцек — это "параллелепипед на ножках, некий собирательный образ сточено-балочной системы, стилизованный дольмен". Эту базовую форму автор искажает, наращивает этажи, добавляет опоры и наросты. В какой-то момент керамика заменяется на "лего", а потом скульптуры уступают место чайничкам. Задача зрителя — подключив воображение, самому определить предназначение каждой модели: "Неизвестно, из какой параллельной вселенной или с какой планеты эти предметы и персонажи. Быть может, они всегда были частью нашего мира или же существуют за его пределами".
Прообразами яцека Леонович называет, к примеру, виллу Савой в предместьях Парижа, а также памятники модернизма. Видит автор яцека и наверху ленинского мавзолея, и в греческом Парфеноне. Название пришло к художнику из детства в Дубне, где он родился и общался с семьями физиков-ядерщиков, в одной из которых были два Яцека — отец и сын.
Леонович окончил Московский архитектурный институт, стажировался в Нидерландах, с 2000 года работает в основанном с Никитой Токаревым из архитектурного бюро Panacom.
— Это история, которая длится с позднего детства, с 90-х, с появления мифического персонажа, — объяснял Леонович. — Сначала не придаешь ему значения, а потом он сам тебя настигает. История с яцеком — крайне важный, эпохальный момент, когда ты признаешься себе, что есть некто, твое альтер-эго, которое присутствует в твоей жизни. И ты должен дать волю ему двигаться. И тогда мифология, как паззл, начинает закрывать все те вопросы, которые были невысказанными.
Чем человек отличается от животного
Интересно, что визуально две выставки не были резко разделены, так что зритель получал некое общее представление о всех пяти художниках. Вторая выставка — "Двойная природа. Архитекторы в искусстве", собрала работы четырех авторов. На первом этаже разместились графика и эскизы Александра Лопаткина. Он из Полоцка, учился в институте имени Репина, а в Казани участвовал в проектировании Национального музея РТ, интерьеров Госсовета, кабмина, Дома-музея Ленина. По воле кураторов в экспозиции объединились его графические работы ("Структуры", "Органоиды", "Морские глубины"), которые соседствовали с двумя нереализованными проектами (это так называемая "бумажная архитектура): развлекательный комплекс "Верхний Услон" и астропарк в обсерватории имени Энгельгардта.
— Чем человек отличается от животного — тем, что он может абстрагироваться, — рассуждал Лопаткин, одобряя кураторский замысел.
Истуканы и монеты
Катерина Конюхова и Настя Мороз, известные также как арт-группа "Замороженная конина", также проявляли себя по-разному. Конюхова предоставила несколько абстрактных живописных картин. Мороз (с Аллой Медовой, Диной Терентьевой и Татьяной Силантьевой) — нескольких "Истуканов", состоящих из камней, шамота, оксида, глазури, ручного труда и уверенности в себе. На потолке незаметно примостились ее ульи. А в углу телевизор демонстрировал, как "Замороженная конина" занимается паблик-артом в "Меге" (там функциональность малых архитектурных форм совмещалась с эстетикой).
В случае с Ириной Сафиуллиной расчет шел на узнавание — ее монеты несколько лет украшали набережную озера Кабан и до сих пор облагораживают ЖК Uno. В этом году на фестивале Nur она представила в "Урам" с Евгенией Мусиной инсталляцию Medusa по мотивам древнегреческих мифов. Кстати, для выставки пришлось сделать новую (остальные либо унесены доброхотами, либо уже использованы).
— Это элементарная частица моих работ, — пояснила Сафиуллина. — У меня получается работать с металлическим кругом, по-разному его располагать и создавать работы. Если говорить о названии выставки, то я рассуждала, где пересекаются архитектура и искусство. Архитектура — тоже искусство, но у него есть утилитарная функция. Она должна быть эстетичной, нравиться большинству. А искусство — оно не функционально, оно не должно быть красивым. Успешные коллекционеры говорят, что если арт-объект хорошо выглядит в интерьере, то не следует его покупать, потому что это может быть вообще не искусство. Если говорить о точках пересечениях, настоящая архитектура очень близка искусству. Так и рождаются шедевры".
Выставка продлится до 5 декабря.