Два Мастера и Маргарита

Инициатор всероссийского форума "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ" – Ассоциация Музыкальных Театров при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Самарский театр "Шостакович Опера Балет" познакомил фестивальную аудиторию со своей громкой премьерой прошедшего сезона. Новая постановка оперы "Мастер и Маргарита" (1972) Сергея Слонимского на либретто Юрия Димитрина и Виталия Фиалковского в редакции режиссёра-постановщика Юрия Александрова по сути стала её первым полномасштабным сценическим воплощением в родном Отечестве. За 50 лет существования детища Слонимского предпринимались неоднократные попытки его постановок, но путь оперного сочинения, как и булгаковского оригинала, к зрителю был тернист по многим причинам. И представленная работа самарской труппы, безусловно, дорогого стоит. Сергей Михайлович Слонимский стал пионером музыкальной реинкарнации знакового романа XX века. Самарцы же продолжили свою славную традицию давать сценическую жизнь операм композитора и, в конце концов, реализовали замысел "Мастера и Маргариты" в родных стенах. Из восьми опер их любимого современного автора четыре были поставлены в Самаре (Куйбышеве в советское время). Композитор считал город родным, а его театральные подмостки счастливыми для своих опусов. В группу постановщиков "Мастера и Маргариты" вошли солидные имена российской сцены: режиссёр - н.а. России, лауреат государственной премии Казахстана, Российской национальной театральной премии "Золотая маска", Высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит" Юрий Александров; художник - лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит" в номинации "Лучшая работа художника" и премии Губернатора Омской области "За заслуги в развитии культуры и искусства" Сергей Новиков; художник по свету – Заслуженный работник культуры России, неоднократный номинант Российской национальной театральной премии "Золотая маска" Ирина Вторникова; балетмейстер - лауреат VIII Международного театрального форума "Золотой Витязь", серебряный призер I Федерального фестиваля "Театральный олимп" Надежда Калинина. Они создали многослойный, насыщенный метафорами спектакль, выведя на поверхность трагическое мироощущение творца в мире диктаторского насилия над личностью. Мрачная эмоциональная и цвето-световая атмосфера превалирует на сцене. Это спектакль для умного зрителя, который ищет ответы, декодируя сценический инструментарий постановочной команды. Впечатление событийной грандиозности от многоуровневой сценографии, полифонии мизансценических решений, зонального распределения артистов в пространстве сцены сохраняется на протяжении всего действия. И библейские катаклизмы, и московские перипетии одинаково воспринимаются историческим гигантизмом, как визуально, так и ввиду их будущих последствий для человечества. Это подчёркивается всеми средствами организации сценического процесса. Виновник (виновники) последствий Понтий Пилат, он же Сталин, облачён то в латы, то в военный френч под пурпуром. Не только двум диктаторам, но и участникам трагедии в Ершалаиме и персонажам мистической истории в Москве уготован свой путь на Голгофу. Три огромные лестницы, ведущие к трём распятиям занимают большую часть сцены. Там на крестах умирают Иешуа и два разбойника Гестас и Дисмас. В финале туда поднимается Понтий Пилат. Метафора лестниц в стиле картин Эшера также используется в выразительных видеопроекциях. Лестницы-лабиринты запутывают просителей в советских госучреждениях. Колодец лестничных маршей - это труба, где совершает полёт во времени и пространстве колдунья Маргарита. Символом Москвы 30-х годов выступает остов громадного трамвая, который с размахом и лязгом дефилирует по сцене. Множество интересных деталей сценографии заставляет пристально вглядываться в меняющееся оформление, зашифрованное театральное бытие истории Булгакова-Слонимского. Ощущение масштабности происходящего, которое заложено в музыке Слонимского, точно угадали постановщики, хотя автор определил жанр оперы, как камерный. Скупыми музыкальными средствами композитор смог возвысить внутренний психологизм размышлений героев до общечеловеческих квинтэссенций. Интимность возымела обратный эффект, камерность эволюционировала в гранд-оперный жанр. На авансцену вышла вселенская драма. На камерность указывает небольшой состав оркестра, где группы представлены единственным инструментом. Оркестровые краски усилены роялем, органом, челестой, гитарой и многочисленной перкуссией. Каждый тембр - это характеристика действующего лица, имеющего свой голос в партитуре. Марго изображает скрипка, Мастера - виолончель, Иешуа - гобой, Иуду - рояль и туба, кота - флейта пикколо, а Фагота Коровьева - фагот. Вокальные партии представляют собой речитативную мелодекламацию, лишённую мелодического тематизма. Выразительностью такого исполнения служит интонационное богатство в передаче речевой манеры, также подчёркивание обострённой интервалики эмоциональных реакций персонажа. Своеобразная сложность для певцов в "Мастере и Маргарите" - существовать на сцене и выстраивать свои образы без классического вокала, более проявляя мастерство драматического артиста. Хочется поздравить всех солистов и хор с такой серьёзной работой. Музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик - лауреат международного конкурса оперных дирижёров, лауреат премии "Самарская театральная муза", лауреат фестиваля "Волжские театральные сезоны" Евгений Хохлов. Видна была скрупулёзная работа руководителя с певцами и музыкантами. Заковыристая партитура прозвучала в уверенном исполнении. Маэстро и оркестровый коллектив с честью вышли победителями. Сложный музыкальный язык без опоры на тональность, неочевидный контакт с вокалистами, специфические музыкальные фразы и, в большинстве случаев, абсолютная открытость звучания сольных эпизодов для каждого инструменталиста - серьёзное профессиональное испытание. При этом нужно постоянно сохранять чистый строй игры, на который ориентируются солисты-вокалисты в своих не менее сложных партиях. Привычно поработать музыкантам композитор позволил лишь в оркестровой интермедии бала у Воланда. В этом эпизоде массовый балет в затейливых масках и костюмах исполнил развёрнутый дивертисмент. Театр "Шостакович Опера Балет" в очередной раз продемонстрировал музыкально-театральному сообществу свою профессиональную отвагу в выборе не популярной оперы, а объективно сложного во всех отношениях произведения для новой постановки. Труппа остаётся верной своему просветительскому принципу и делу восстановления исторической справедливости для произведений Слонимского. Хочется надеяться, что сценическая привлекательность и визуальная эффектность спектакля позволит "Мастеру и Маргарите" вызвать продолжительный интерес у зрителей.

Два Мастера и Маргарита
© Ревизор.ru