Войти в почту

В условиях реального производства: как студенты колледжей проходят практику на инновационной площадке в «Рудневе»

Москвалидер по темпам промышленного роста среди мегаполисов мира. Здесь работает более 4,5 тысячи предприятий. Каждый год в столице открывают около 150 новых высокотехнологичных производств, поэтому постоянно растет потребность в квалифицированных кадрах для промышленности.

В условиях реального производства: как студенты колледжей проходят практику на инновационной площадке в «Рудневе»
© Mos.ru

Город уделяет первостепенное внимание обучению «синих воротничков». Именно это стало ключевой целью открытия инновационной площадки для практической подготовки колледжей Москвы. Ее создали на базе индустриального парка «Руднево», который входит в состав особой экономической зоны «Технополис Москва». Каждый год здесь будут обучать более трех тысяч студентов.

Рассказываем, как устроено первое инновационное образовательное пространство для практической подготовки квалифицированных кадров и почему отсюда будут выходить не начинающие специалисты, а профессионалы своего дела.

Здесь растят профессионалов

Площадку практической подготовки колледжей создали с учетом новой концепции развития среднего профессионального образования столицы. В работе над проектом участвовали специалисты компаний — резидентов индустриального парка «Руднево».

Высокотехнологичный комплекс площадью 9,1 тысячи квадратных метров находится недалеко от метро «Некрасовка» по адресу: Сочинская улица, дом 14а, строение 1. Это современное здание с панорамными окнами, оформленное в светло-сером и черном цвете.

Площадка разделена на три блока — промышленный, мультипрофильной направленности и производство БАС. В распоряжении студентов — 21 мастерская и лаборатория. Условия в них максимально приближены к реальному производству.

На современном оборудовании студенты колледжей отрабатывают профессиональные навыки в таких сферах, как машиностроение, автоматизация производства, электроника, авиационная промышленность, в том числе БАС. Здесь по инновационным программам, учитывающим потребности работодателей, обучают будущих монтажников радиоэлектронной аппаратуры и приборов, токарей, фрезеровщиков, операторов SMD-линий, специалистов по обслуживанию мехатронных и роботизированных комплексов, слесарей-сборщиков авиационной техники, операторов беспилотных авиационных систем и других студентов.

«Уникальность нашей площадки в том, что она находится в индустриальном парке “Руднево”, где расположены действующие предприятия. Таким образом, студенты колледжей учатся на одной территории с потенциальными работодателями. Партнеры индустриального парка участвуют в образовательном процессе, занятия проводят мастера производственного обучения — опытные сотрудники предприятий. Еще одно преимущество площадки — возможность принять на практику студентов сразу из нескольких колледжей. Так, в этом учебном году подготовку у нас пройдут свыше трех тысяч студентов из 15 учреждений среднего профессионального образования», — рассказал руководитель площадки практической подготовки колледжей Москвы Александр Сумской.

Студенты оттачивают мастерство на передовом оборудовании, которое используют на предприятиях.

«На площадке практической подготовки ребята получают уникальные навыки. Например, в лаборатории точных цифровых измерений мы готовим контролеров качества. Для этого у нас есть уникальное оборудование — высокоточные контрольно-измерительные машины. Такой опыт необходим при контроле качества изделий, в особенности для авиационной промышленности», — подчеркнул собеседник mos.ru.

На площадке создан также центр профессиональных компетенций. Его специалисты анализируют рынок и перспективы развития науки и производственных технологий, а затем совместно с работодателями актуализируют образовательные программы, оказывают методическую поддержку мастерам производственного обучения. Центр сотрудничает с ведущими инженерными вузами страны, такими как Московский государственный технологический университет «Станкин» и Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.

После обучения на площадке выпускники колледжей будут востребованы на промышленных предприятиях города. Таким образом, столичные заводы получат уже готовых и опытных специалистов. К слову, самых способных студентов, которые отличились во время практики на площадке, замечают ее партнеры — резиденты индустриального парка «Руднево». Они могут пригласить ребят на работу, минуя этап собеседования и испытательный срок. А обучение в колледже такие студенты продолжат по индивидуальному графику.

Инженеры, операторы 3D-принтера, чипмейкеры и фрезеровщики. Как Москва растит кадры для промышленности«Техностажировка»: как Москва помогает студентам и предприятиям найти друг другаОтработка навыков и погружение в профессию: свыше 30 тысяч студентов московских колледжей прошли практику на предприятиях города

Индивидуальное оборудование и опытные наставники

На площадке уже проходят практику первые студенты колледжей. Аудитории, в которых идут занятия, больше похожи на производственные участки. Технологический процесс здесь организован так же, как и на реальном предприятии. У каждого студента своя роль и рабочее место.

Вместо привычного звонка звучит голос нейросети. Он сообщает, какому потоку студентов пора идти на перерыв, а какой продолжает учиться.

На втором этаже, где расположен станочный полигон, вовсю кипит работа. На участке токарных станков студенты Московского государственного образовательного комплекса (МГОК) учатся торцевать и обрабатывать детали, вытачивать канавки.

«На площадке “Руднево” студенты колледжей отрабатывают навыки, которые пригодятся и на производстве, и в жизни. Именно это мотивирует и увлекает, причем не только ребят, но и меня. Еще немаловажно, что каждый ученик работает со станком индивидуально, это позволяет в полной мере изучить оборудование», — рассказал мастер производственного обучения Андрей Куликов.

За его плечами — 10 лет работы токарем на предприятиях и 12 лет преподавания в колледжах. На площадке Андрей Куликов учит студентов технологии обработки металлов на универсальных токарных станках. Практика у ребят продлится три недели, а ее завершением станет итоговая работа: им предстоит изготовить ось вращения, резьбовую втулку или другую деталь для производства.

За одним из станков работает студент второго курса МГОК Павел Зиборов. Он учится по специальности «технология машиностроения». Молодой человек за весь срок обучения получит навыки токаря, фрезеровщика, оператора станков с программным управлением и ремонтника станков. Свою специальность он выбрал, потому что хотел пойти по стопам дедушки.

«Мы учимся работать с токарным станком, подбирать оснастку и обтачивать детали цилиндрической формы. В будущем такие навыки пригодятся на предприятии. Мне нравится, что у каждого студента есть свое оборудование: так можно эффективнее усвоить принцип его функционирования, исправить ошибки и довести до автоматизма процесс обработки деталей», — отметил Павел Зиборов.

Инновационные и промышленные предприятия создают тысячи рабочих мест в столицеИнвестиции и новые производства: как развивается московская промышленностьСобянин рассказал о развитии среднего профессионального образования в Москве

Практика в условиях реального производства

На этом же полигоне находится участок слесарно-сварочных работ. Здесь студенты учатся соединять металл разными видами сварки. За процессом наблюдает мастер производственного обучения и молодой специалист Алексей Пиваев, который, поработав на предприятии и вдохновившись своим наставником, решил тоже преподавать.

«Сейчас ребята учатся подготавливать металл, настраивать и обслуживать сварочные аппараты, а еще выполнять три вида сварки: ручную дуговую, полуавтоматическую и аргонодуговую. Они работают на аппаратах отечественного производства. Моя задача как наставника — помочь студентам вникнуть в их специальность, отточить навыки, необходимые на производстве. На площадке “Руднево” созданы все условия, чтобы вырастить квалифицированных специалистов. Здесь установлено новейшее оборудование, своевременно поставляют материалы, а у каждого студента есть свое рабочее место», — рассказал Алексей Пиваев.

На площадке также проходят практику ребята, которые учатся по специальности «мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)». Один из них — студент второго курса МГОК Максим Цветков. Он увлекся робототехникой еще в школе.

«Наша практика больше напоминает работу на реальном производстве. Мы приходим на площадку в 08:15, надеваем форму, подписываем инструктаж по технике безопасности и получаем техническое задание, в котором указано, что требуется сделать. Например, сегодня изготавливали авиационный кронштейн, состоящий из трех деталей. Их нужно было расчертить, согнуть, вырезать, просверлить и склепать», — поделился Максим Цветков.

На площадке есть и участок финальной сборки. Здесь студентов учат работать в команде. Группа разделяется на бригады, каждая изготавливает беспилотник. Сначала студенты получают комплектующие для сборки с других производственных участков, проводят контроль и приступают к финальной сборке. После этого готовый беспилотник в зависимости от его типа либо тестируется на участке, либо упаковывается и отправляется на летные испытания.

Практика длится около шести часов в день. Во время обучения можно сделать перерыв: в комплексе есть зоны общего пользования, коворкинги, столовая, места для отдыха с настольными играми и кабинки тишины, оборудованные компьютерами. На одном из этажей расположено «Технокафе», где работают студенты пищевых колледжей. Тут можно приобрести напитки и еду, например булочку «Московская промка» или сэндвич «Беспилотная курочка». Вся продукция тоже произведена студентами столичных колледжей, которые учатся на поваров и кондитеров.

«Площадка практической подготовки колледжей Москвы позволяет выстроить новую технологию обучения и подготовить специалистов, которые без адаптационного периода смогут работать на предприятиях. Ее открытие — важный этап в столичной системе среднего профессионального образования. Мы считаем, что результатом подготовки студентов станет их успешное трудоустройство и качественное пополнение кадров в промышленности», — заключил Александр Сумской.

Современная инфраструктура и меры поддержки: что еще помогает расти столичной промышленностиСобянин принял решение о дополнительной поддержке промышленных предприятийСобянин: 439 мастерских и лабораторий колледжей будут переоснащены до конца года