Поморье и Беларусь будут вместе воспитывать кадры для экономики

В Северном (Арктическом) федеральном университете прошла международная конференция "Инженеры России и Беларуси: сила в сотрудничестве". Это первый в истории САФУ форум, посвященный российско-белорусскому взаимодействию в сфере подготовки инженерных кадров.

Поморье и Беларусь будут вместе воспитывать кадры для экономики
© Российская Газета

На конференцию собрались более 100 студентов, аспирантов, преподавателей, ученых, а также представителей бизнеса из регионов России и дружественной республики.

- Уже более 10 лет мы сотрудничаем с Белорусским государственным технологическим университетом: проходит обмен студентами и лекторами, проводятся совместные научные исследования. Тема сегодняшней конференции актуальна для двух стран, ведь без инженеров невозможно технологическое развитие как России, так и Беларуси, - отметил на открытии исполняющий обязанности ректора САФУ Павел Марьяндышев.

На пленарной сессии и тематических секциях симпозиума обсуждались проблемы подготовки инженеров для реального сектора экономики. Тем более что кадровая потребность в сфере ЛПК, природопользования, энергетики, строительства сегодня одинаково высокая и у Поморья, и Беларуси.

Заместитель председателя правительства Архангельской области Иван Дементьев рассказал об успешных практиках региона по обучению специалистов, сделав акцент на том, что формирование инженерного сознания должно начинаться в раннем возрасте.

Зампред привел примеры подготовки будущих инженеров буквально с детского сада: для сферы судоремонта - в Северодвинске, для лесного хозяйства - в Устьянском районе. "Активно детские сады включаются и в чемпионаты профессионального мастерства", - отметил Иван Дементьев. А также сообщил, что в Северодвинске сегодня создаются школьные инженерные классы. Всего же в общеобразовательных учреждениях Поморья работают более 30 школьных классов технологического профиля - строительные, лесные, железнодорожные.

В САФУ планы подготовки будущих инженеров также строят, начиная с университетского детского сада. А Павел Марьяндышев поделился опытом Дома научной коллаборации: благодаря проекту ДНК вуз стал площадкой по обучению школьников для самых разных сфер реального сектора экономики. На базе университета созданы строительный класс, класс "Роснефти", действует профильный проект с Архангельским ЦБК: все они нацелены на популяризацию инженерного образования. Неслучайно большинство школьников, которые проходят подготовку на базе университета, остаются здесь учиться - около 80 процентов абитуриентов.

По словам Павла Марьяндышева, САФУ заключил более трех тысяч договоров с предприятиями реального сектора экономики. Представители бизнеса занимаются практической подготовкой студентов, участвуют в работе экзаменационных комиссий. Достаточно сказать, что более 30 процентов выпускных квалификационных работ посвящены конкретным заказам промышленных предприятий, а до 20 процентов всех преподавателей вуза - представители разных отраслей экономики региона.

На всех ведущих предприятиях Архангельской области - сферы ЛПК, судостроения, добычи алмазов, информационных технологий - действуют базовые кафедры САФУ. Выпускники, получая диплом инженера, уже имеют свое рабочее место.

Даже лабораторный практикум студенты САФУ проходят в технологических центрах и специализированных лабораторных комплексах, которые "заточены" под задачи конкретных предприятий.

Участвуют они и в научных работах, имеющих практическое значение для освоения Арктики. К примеру, сегодня в университете ищут способы увеличить процент извлекаемости нефти и нефтеотдачи пласта. В списке прикладных исследований - внедрение новых технологий в ЦБП и фармакологии, получение синтетических алмазов, геотехнический контроль строительства зданий в условиях промерзания грунтов, разработка системы поставок древесного сырья с использованием интеллектуального анализа данных.

Павел Марьяндышев рассказал и о том, как вместе с "Севералмазом" САФУ ведет проект строительства нового комплекса по подготовке оборотной воды для ГОКа: он позволит начать получение ценного минерала - сапонита, востребованного в сфере строительства, в медицине и косметологии. Технология была создана и апробирована в лабораторном комплексе САФУ, а затем на ГОКе - сейчас здесь готовятся к опытно-промышленному процессу получения минерала.

- Подготовить и вырастить кадры, интеллект - сложнейшая задача, - отметил опыт САФУ ректор Белорусского государственного технического университета Игорь Войтов.

Он также сделал акцент на высоком уровне оснащения главного арктического вуза страны и выразил готовность поделиться компетенциями своего университета в сфере обучения будущих инженеров:

- Вчера мы начали обсуждение направлений дальнейшего развития нашего сотрудничества: возможностей введения магистерской программы по кибербезопасности, создания цифровых двойников в водном хозяйстве, исследований и образовательных программ по информационной безопасности, строительству, генной инженерии, аквакультуры, теплоэнергетике.

Павел Марьяндышев подтвердил планы запустить одну из магистерских программ инженерной подготовки совместно с Белорусским государственным техническим университетом, отметив, что международной коллаборации в САФУ отводится серьезное внимание. Более тысячи студентов университета - иностранные. Развивается и академическая мобильность - студенты САФУ проводят исследования за рубежом.

- К нам приезжает много молодежи из разных регионов России. Приглашаем архангельских студентов, инженеров, готовы показать не только вуз, но и наши крупнейшие заводы, с которыми сотрудничаем. В свою очередь, готовы отправить в Архангельск делегацию университета, - подчеркнул Игорь Войтов.

Отметим, что конференция прошла в рамках проекта "Совершенствование инженерного образования в Архангельской области: новые векторы и подходы", поддержанного Губернаторским центром Архангельской области. Организаторами форума выступили САФУ и Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности "Созвездие". Мероприятие внесено в дорожную карту взаимодействия между Республикой Беларусь и правительством Архангельской области.