Как вузы и работодатели удерживают целевиков
Выпускники российских медицинских вузов отказываются от трудоустройства по целевому договору в регионах. Высшие учебные заведения, в свою очередь, стараются удерживать выпускников-целевиков в сфере государственного здравоохранения не только высокими штрафами.
Штраф за отказ работать
Ежегодно правительство на основе заявок от регионов определяет, сколько процентов от общего числа бюджетных мест по каждой специальности отводится для целевиков. Такие абитуриенты поступают в учебное заведение по направлениям будущих работодателей и учатся бесплатно. После получения диплома выпускник должен отработать не менее трех лет в организации, которая его направила. И с каждым годом квоты растут. Так, в 2024-м всего на целевое обучение отведено свыше 145 тысяч мест - это на шесть процентов больше относительно прошлого года.
Особенно острая нехватка - по медицинским специальностям. Поэтому в этом учебном году большинство мест остались целевыми. В частности, по специальностям "Лечебное дело" и "Педиатрия" (специалитет) их доля составила 76 процентов, а по самым дефицитным направлениям ординатуры - 100 процентов. Это, например, "Акушерство и гинекология", "Неонатология", "Детская кардиология", "Детская онкология", "Детская эндокринология", "Педиатрия", "Терапия", "Хирургия", "Скорая медицинская помощь" и многие другие.
Государство рассчитывает, что целевое обучение обеспечит больницы и поликлиники новыми кадрами, а выпускникам даст гарантии трудоустройства. Но многие вчерашние студенты не идут работать в больницы и поликлиники согласно условиям целевого договора. По данным Минздрава РФ, в 2022 году из 7356 выпускников ординатуры, проходивших учебу по договору о целевом обучении в образовательных организациях министерства, 1173 человека (15,95 процента) по тем или иным причинам не смогли трудоустроиться к заказчику обучения (в медицинские организации). Большинство из них (797 человек) отказались от работы сами.
Спустя восемь лет обучения (6 лет специалитета и 2 года ординатуры) у выпускников часто меняется семейная ситуация: многие успевают обзавестись семьями, сменить место жительства - эти условия становятся препятствием для исполнения условий договора. По ряду причин можно не отрабатывать целевое обучение без штрафа (получение инвалидности, уход за ребенком-инвалидом, замужество за военнослужащим, который работает в другом регионе, и некоторые другие). Но если таких причин нет, то при отказе отрабатывать в госучреждениях положенный срок выпускник медуниверситета обязан выплатить вузу штраф в размере бюджетных расходов, затраченных на его обучение (по госнормативам). А эти суммы могут быть близки к стоимости платного обучения. Но, справедливости ради, это зависит от вуза. В некоторых учебных заведениях размер штрафов гораздо меньше сумм платного обучения, поэтому отдать штраф при отказе отработки после целевого обучения бывает выгоднее, чем тратить на получение платного образования...
Наставник в помощь
По словам ректора Самарского государственного медуниверситета Александра Колсанова, выпускники, как правило, не соблюдают обязательства по договору о целевом обучении и не идут работать в ту организацию, которая дала им направление, в небольших городах или сельских районах.
Поэтому в вузе запускают программу, определяющую новый формат работы с целевиками. Такие студенты будут проходить практику на базе тех медорганизаций, которые дали им направление на обучение. Больница, со своей стороны, предоставит наставника, закрепленного за группой. Он будет курировать работу, объяснять теоретический материал, практическую часть занятий и отслеживать нахождение студентов на практике. Благодаря этому выпускник, поступивший на работу после окончания вуза, уже будет знаком со своим рабочим местом, коллективом, обязанностями. После прохождения практики университет соберет обратную связь от всех участников процесса. Таким образом вуз надеется удержать целевиков после выпуска в медучреждениях, которым они требуются.
По словам руководителя управления медобразования и профессионального развития департамента правового и кадрового обеспечения минздрава Самарской области Галины Богатыревой, в ближайшее время в регионе представят комплекс дополнительных мер соцподдержки для целевых студентов и ординаторов, трудоустраивающихся в лечебные организации региона, как финансовых, так и нематериальных.
А как у других?
Если для медицинской сферы проблема отказов целевиков от работы по договору после вуза не нова, то у двигателестроителей и машиностроителей такой вопрос не встает. К примеру, большие квоты на целевое обучение выделяются для будущих специалистов в области проектирования авиационных и ракетных двигателей. Доля целевых бюджетных мест по ним в специалитете составляет 70 процентов (данные правительства РФ).
"По целевой квоте в этом учебном году в Самарский университет им. Королева зачислено 104 абитуриента, - отметил Андрей Гаврилов, проректор по учебной работе вуза. - Договоры с ними о целевом обучении заключили 14 компаний и организаций. Согласно условиям договоров, обязательства на себя принимают все стороны - предприятие, вуз и абитуриент. Самые востребованные предприятия для целевого обучения - ОДК-Кузнецов, НИИ "Экран", РКЦ "Прогресс", "Авиаагрегат", "Авиастар-СП", РКК "Энергия". В подавляющем большинстве случаев целевики выполняют условия контракта и по завершении учебы устраиваются на предприятия и в организации.
По словам Гаврилова, предприятия-партнеры вуза - в основном это крупные компании - еще во время учебы привлекают "целевых" студентов на практики и стажировки, предлагают им темы дипломных работ и конкретные рабочие места, где они могут работать после получения диплома. "Так что за время учебы в университете студенты успевают познакомиться с условиями работы на таких предприятиях и плавно вливаются в эти компании".
Немаловажен также тот факт, что нередко предприятия платят хорошие стипендии своим целевикам, порядка 20-30 тыс. рублей в месяц. Например, по программе "Крылья Ростеха" от предприятий, входящих в госкорпорацию. Поэтому компенсировать плюсом к штрафам еще и эти суммы при отказе от работы выпускникам будет слишком затратно.
Директор Политехнического института Пензенского госуниверситета Геннадий Козлов отмечает, что вариант набора студентов по направлению от одной из организаций в последние годы теряет былую актуальность. "Есть простое объяснение этому: трудность планирования на пять-восемь лет. Многие студенты не хотят себя связывать обязательствами, если вдруг поменяются обстоятельства, например семейные, - поясняет собеседник. - Во-вторых, предприятия тоже не могут спрогнозировать ситуацию, обеспечат ли они местом работы конкретного учащегося. В целом я считаю, что система целевого обучения требует доработки". По словам представителя вуза, нередко студенты заключают целевые договоры во время обучения, когда определиться с таким выбором уже легче. .