Как и почему рубят лес в Подмосковье?

Рубка и восстановление лесов — процессы естественные. Но как гармонично они протекают в Московской области, а также сколько и зачем вырубают деревьев в регионе — в материале «Вестей Подмосковья».

Как и почему рубят лес в Подмосковье?
© Вести Подмосковья

В Московской области леса занимают примерно 40% от всей площади региона. К территории земель лесного фонда относится 2 110 тысячи гектаров, из которых непосредственно леса — 1 974 тысячи гектаров. Остальное — это земли, «покрытые лесной растительностью». Подмосковье — часть лесной зоны и только небольшая полоска территории на юге городского округа Серебряные Пруды является лесостепной зоной. Чемпион среди подмосковных деревьев — береза, у которой 35% от всей лесной древесной растительности. Далее следуют ель (27%) и сосна (23%), а у остальных меньше десяти процентов. Человек в наших краях живет давно, а потому на месте почти всех лесов когда-то были поля и луга. Лишь 10-15% лесов старше 70 лет и могут условно именоваться «дебрями». Рубили леса в основном под поля, а когда вырубленного не хватало на отопление, то и специально на дрова, а также для строительства. Из-за хозяйственной деятельности уже к XVI веку в регионе исчезли большие леса с крупными стволами и тогда ель, сосна и дубы уступили первенство по количеству березе. На протяжении веков площадь подмосковных лесов была примерно такой же как и сейчас, но резко снизилась к 1914 году — до 26%, а к 1941 году — до 22%. Затем последовал новый рост. 

Все леса в России разделены на три группы. В Подмосковье они относятся к первой группе, то есть это леса, предназначенные для водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных функций и частично к лесам особо охраняемых природных территорий. Например, ради древесины рубить у нас нельзя. Рубка может иметь место только для блага лесов, но промышленные запросы никто не отменял и истребление деревьев в Московской области продолжает иметь место. Строить дачи на лесных землях первой группы тоже нельзя, но можно, если их изъять из лесного фонда по распоряжению правительства на основании доводов местных властей. Что нередко и происходило. В глобальном масштабе от таких вырубок, как и от других, в том числе и незаконных, подмосковные леса не много-то и теряют. Однако для конкретного места это беда, протесты местных жителей и иногда даже локальная экологическая катастрофа. 

Также новые земли часто требуются под строительство промышленных и иных предприятий. И все хотят поближе к Москве, а значит — в Подмосковье. Тут предпочитают располагаться и мебельные фабрики, и организации, торгующие лесом. Древесины в итоге надо очень много и всегда есть соблазн взять поближе в том же регионе. Спрос рождает предложение и ежегодно выявляется множество случаев незаконной вырубки лесов. 

За последние годы со всех уголков Московской области приходила информация о недовольстве местных жителей вырубкой деревьев в лесах. В новостных лентах мелькали такие локации, как Рузский округ, Сабурово под Красногорском, Монино, Пушкино, Раменское, Поварово под Солнечногорском, Льялово у Зеленогорска, Химки, Мытищи, Истринское водохранилище, Бреховский лес в Одинцовском округе, долина реки Яхрома, Ногинск. Всех мест не перечесть...

Проблема точно есть, раз даже составляются рейтинги, где в Московской области больше всего вырубили лесов в текущем веке. Таким исследованием озаботились эксперты природоохранного проекта «Земля касается каждого». Они выяснили, что больше всего пострадали леса вокруг Балашихи — 15,5% вырубленного леса. Кстати, это округ с самым большим населением в области. Такая высокая цифра объясняется ликвидацией последствий гибели ельников от короеда-типографа в начале прошлого десятилетия. На втором месте городской округ Луховицы — 11,9% вырубок. Здесь это следствие расчистки леса от сгоревших деревьев. Лесные пожары в этом округе — не редкость, но особенно сильно лес выгорел в 2010 году. На третьей печальной позиции окрестности Красногорска — 10,2%. Тут также «постарался» короед. В десятку муниципалитетов по вырубки также вошли по мере убывания такие городские округа, как Люберцы, Павлово-Посадский, Лосино-Петровский, Солнечногорск, Рузский, Орехово-Зуевский и Химки. 

Есть и немало локальных территорий массовой вырубки, истории которых стали самыми резонансными в средствах массовой информации. Например, Масловский лес в городском округе Одинцовский. Там было вырублено более двухсот гектаров, а «битвы» экологов с лесорубами стали правилом. Все начиналось с изменения назначения земли, которая исчезла из реестра лесного фонда. В этом месте планируется индивидуальное жилищное строительство. Местные жители и активисты уже дошли до Следственного комитета и прокуратуры Московской области. 

Троицкий лес после появления ТиНАО считается столичным, а не подмосковным. Здесь массовые вырубки начались в начале 2022 года на месте, где планируется построить самую большую в Москве школу. Разрешивших строительство не волнует, что в этом лесу живут многие краснокнижные животные региона, а масштаба вырубок хватило бы уже на несколько самых больших школ. Вырубки в Лосином острове наносят ущерб экологии Москвы и области, так как этот природный парк располагается сразу в двух регионах. Оказывается, чуть ли не в центре парка кусок земли продали под жилой комплекс. Не сложно предсказать, что потом новым жителям понадобится инфраструктура для комфортного проживания. А это новые вырубки и вред экологии. 

Немаленькие вырубки затеяны в Ленинском городском округе, где примерно три гектара леса понадобилось уничтожить для строительства дороги МКАД — аэропорт — Домодедово — деревня Коробово. Это будет практически дублер подъезда к аэровокзалу — дороги А-105. Понятно, что жители не хотят еще более грязного воздуха. 

Урон от вырубок в целом не превышает темпов восстановления леса в регионе, но более очного исследования никто не делал. Осуществляющие незаконный вал деревьев лица не будут вести такую статистику. Там все измеряется кубометрами древесины и ценами на нее. В основном же леса в Подмосковье вырубаются по таким законным причинам, как санитарные рубки после нашествия короедов и пожаров. 

Понять недовольство людей живущих рядом с вырубками можно. Нарушается тот мир, в котором они жили десятилетиями. Окружающая действительность становится другой. Люди к ней не привыкли и далеко не всегда рубки идут во благо местного микроклимата. 

Отвечает за подмосковный лес Комитет лесного хозяйства, но он является федеральной собственностью, а региону отдан в управление. То есть Комлесхоз — своеобразный оператор. Он следит в том числе и за тем, чтобы после вырубок проводилось лесовосстановление. Это обязательный процесс для подмосковных лесов, как лесов первой категории.

Для рубки леса в Московской области на законных основаниях необходимо получить так называемый порубочный билет. Он выдается коммунальным службам в том случае, если жители жалуются на разросшиеся или грозящие упасть деревья. Второй вариант чаще бывает после ураганных ветров. Деревья могут упасть на автомобили, людей, какие-то конструкции, на линии электропередач. Выдаваться порубочный билет может юридическим и физическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Оснований для выдачи разрешений немало: восстановление сетей инженерно-технического обеспечения и сооружений после аварий; осуществление проекта, предусмотренного градостроительной документацией; реконструкция зеленых насаждений; восстановление нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями; санитарные рубки (в том числе удаление аварийных деревьев и кустарников);реставрация объектов озеленения (парков, бульваров, скверов, улиц, внутридворовых территорий); капитальный и текущий ремонт инженерных коммуникаций; демонтаж зданий; проведение инженерно-геологических изысканий; установка объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

В том случае, если работы можно отнести к санитарной рубке, восстановлению доступа света в помещения, вырубке деревьев, растущих в охранных зонах инженерных коммуникаций, то жаждущий заняться этим никакой компенсации государству не выплачивает. В иных случаях заявитель обязан компенсировать урон от уничтожения зеленых насаждений, включая даже кустарники. Есть вариант — провести мероприятия по так называемому компенсационному озеленению. Нелегальная вырубка без всяких порубочных билетов также ведется. Только в начале этого года Минэкологии области и активистам удалось остановить незаконные вырубки в городских округах Рузский и Пушкинский через суд. Во многом именно от лесов зависит чистота воздуха, которым мы дышим и областные власти постоянно говорят о том, что экологическая ситуация в Подмосковье с каждым годом улучшается. 

«Экология входит в тройку самых важных направлений. Потому что это, прежде всего, здоровье. Чистый воздух. Чистая вода. Чистый лес. Когда мы объявили о программе «Чистое Подмосковье», многие сказали — это фантазия, несбыточная мечта. Но год за годом ситуация меняется, а Подмосковье становится чище», - говорит губернатор региона Андрей Воробьев.