Войти в почту

Жители села Локти простили давнюю обиду писателю Анатолию Иванову

Поездка в Мошковский район по местам, так или иначе связанным с творчеством писателя Анатолия Иванова, стала возможна благодаря проекту «Читать Сибирь. Путешествия со страницами книг». Данный проект реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Жители села Локти простили давнюю обиду писателю Анатолию Иванову
© VN.ru Все новости Новосибирской области

По следам декабристов

Организаторы познавательного тура предупреждают гостей в самом начале экскурсии – будьте очень внимательны, не потеряйте соседа: «Мошковский район уникальный в некотором роде. Помимо того, что там творил такой великий писатель, это район с настоящими, в отличие от голливудских фильмов, действующими временными порталами».

За окном мелькают осенние пейзажи, а приятный голос гида погружает нас в творческий мир писателя, журналиста и редактора Анатолия Иванова. Он родился в 1928 году в Казахстане, после окончания школы поступил на отделение журналистики Казахского государственного университета им. Кирова. Некоторое время работал в газете «Прииртышская правда». К нам, в Новосибирск, Иванов попал после армии. Приехал в гости к другу-сослуживцу, да и остался. Дипломированного мастера слова направили на работу в Мошково, редактором газеты «Ленинское знамя».

«Анатолий Степанович начинал свой путь писателя с небольших рассказов. Роман «Вечный зов» создавался из множества маленьких историй. В них встречаются описания мест, которые узнаваемы жителями Новосибирской области. Сегодня мы увидим эти места – во время путешествия в Мошковский район», – поясняет экскурсовод Лидия Королева.

фото Шумиловой фото Шумиловой

А вот и первая остановка – и первый временной портал. Фотографируемся около огромного «Дерева любви и преданности», высаженного в 30-е годы XIX века. До сих пор не ясно, правда это или вымысел – его посадила одна из жён декабристов, которая поехала за мужем в сибирскую ссылку.

Село Дубровино – временной портал №2

Старинное село Дубровино считается одним из самых красивых в Мошковском районе. Оно было основано в 1715 году. Раньше по территории Дубровино проходил Сибирский тракт. Село считалось зажиточным.

фото Шумиловой фото Шумиловойфото Шумиловой

Здесь, на пороге Дома культуры, мы попадаем во временной портал №2. Нас встречают представители артели «Зеленый дол»: председатель Поликарпович, его правая рука Авангард Капитонович, активистка Глафира и артисты из художественной самодеятельности. С песнями под гармонь, блинами, горячим чаем на травах и другими угощениями.

С глубоким уважением рассказывают дубровинцы о писателе, память о котором бережно хранят на этой земле и в XXI столетии.

Селянка Глафира докладывает – в центре внимания романа «Вечный зов» было нравственное формирование человека, Иванов рассматривал темы родной земли, любви к Отечеству, нравственного выбора.

«Да, жил у нас такой писатель, а мы и гордимся, что земляки стали прототипами некоторых героев этого произведения», – говорит активистка.

фото Шумиловой фото Шумиловойфото Шумиловой

После душевного представления с эффектом погружения в прошлую эпоху нас ждет прогулка по одной из самых старых улиц села – Советской. Но сначала – возложение цветов на братскую могилу членов коммуны, которую основал в 1920 году балтийский моряк Михаил Харлампиев. На ходу знакомимся с историей населенного пункта.

«Долгое время население Дубровино состояло преимущественно из переселенцев, татар, – рассказывает местный экскурсовод Лидия Козликина. – Когда деревню начали заселять русские, татары перебрались на левый берег реки Обь. Сейчас это село Юрт-Акбалык Колыванского района».

Следуя по улице Советской, мы вышли на берег Оби. Здесь очень живописно. Так и хочется присесть и в тишине подумать о чем-то вечном. Но наше путешествие по мошковской земле продолжается.

Мошково – место, где жил и работал Иванов

В рабочем поселке Мошково Анатолий Иванов жил и работал с 1954 по 1957 годы. Днем он ездил по селам, писал материалы в газету. Ночью приходилось выкраивать минуты для литературного творчества.

Анатолий Степанович и его супруга жили на улице Советской. В 2013 году на доме, половину которого они занимали, была установлена мемориальная табличка. На открытии памятного знака присутствовала сестра писателя, подчеркивает наш экскурсовод из краеведческого музея.

фото Шумиловой фото Шумиловойфото Шумиловой

«Одному из жителей нашего района Анатолий Степанович оставил на память автограф. Он расписался в книге «Вечный зов», которую семья хранила долгие годы. Мы всем музеем их уговаривали отдать нам эту книгу на хранение, и только в 2023 году они, наконец, решились передать нам столь ценный экспонат», – комментирует Лидия Козликина.

На здании редакции газеты, которая нынче называется «Мошковская новь», висит мемориальная доска, посвященная Анатолию Иванову. Есть свидетельства о том, что годы, проведенные в мошковской газете, он всегда называл золотыми. Хотя его персонажи, скорее, образы собирательные.

В районном Доме культуры проходит выставка ремесел. Налюбовавшись рукотворными шедеврами, направляемся в село Локти.

Локти прощают старые обиды

С самого начала нас предупреждали, что Локти – село особенное. Между писателем и местными жителями сложились непростые отношения. В повести «Повитель», которая принесла Иванову первую известность, фигурирует село Локти и герой по фамилии Бородин. А людей с такой фамилией в реальных Локтях – чуть ли не полсела.

фото Шумиловой фото Шумиловойфото Шумиловой

Повитель, или повилика – это растение, которое живет за счет других. Обовьет дерево – и оно погибает.

«На место деревьев поставлю честных людей, а под повителью выведу аферистов и спекулянтов, растратчиков, но разве паразиты общества рождаются готовыми? Разве в пеленках получают аттестаты зрелости на пошлость? Почему и как вдруг в душе и сознании человека взрастает повилика?», – размышлял Анатолий Иванов в своих трудах.

Автор показывает жизнь сибирского села Локти на протяжении нескольких десятилетий, начиная со времен Первой мировой войны. Только вот Григорий Бородин – герой отрицательный. Отсюда и некоторая обида жителей села Локти – то ли в шутку, то ли в правду.

«Прощение нужно заслужить, – экскурсоводы объясняют нам, как прийти к примирению в давнем конфликте. – Село у нас песенное. При сборе фольклора более 70 композиций нигде больше не встречается, только в Локтях».

В свободное время сочиняем куплеты частушек. Примирение удалось – на пасеке Романовых нам открывают двери хозяева Дмитрий и Екатерина.

Пчеловоды приветливы и проводят небольшую экскурсию по своим угодьям. Изучаем модели ульев, узнаем, как раньше выводили пчел и собирали мед.

Семейная пасека существует более 45 лет. «Это наше детище, – рассказывает Дмитрий. – Здесь у нас 150 семей, еще 50 семей в Тогучинском районе. Но Катя говорит, что ей мало, нужно еще».

Хорошо это или плохо – но погода не лётная. Если на улице меньше 10 градусов, пчелы не летают. Идем по сельской дороге в храм. С песнями под гармонь, так что душа нараспашку – здесь, в Локтях, это никого не удивляет.

Храм построили на пожертвования местных жителей. Раз в месяц для совершения богослужения в Локти приезжает батюшка из Сокура. Но акафисты верующие читают сами. «Храм не может быть без молитв», – говорит глава Барлакского сельсовета Сергей Баландин.

Здесь же, в храме, лежит колокол. Его отлили на пожертвования прихожан, чтобы вдохнуть жизнь в церковные стены. Колокол еще не освящен. В мечтах у людей – соорудить полноценную колокольню.

…Завершилась наша экскурсия знатным ужином в гостеприимном доме семьи Баландиных. На столе – все свое, домашнее, с собственного подворья.

По словам директора центра поддержки сельских инициатив «Живая Земля» Аллы Канаевой, литературно-познавательные туры по районам Новосибирской области станут общедоступными в 2025 году. Первый опыт показал, что интерес новосибирцев к краеведению и творчеству сибирских писателей на достаточно высоком уровне, а селяне умеют принимать гостей.