Постановку кемеровского театра признали лучшей на фестивале в Белоруссии

Новый, 83-й сезон Театра кукол Кузбасса имени А. Гайдара начался с хороших новостей. В начале октября коллектив съездил на гастроли в Белгородскую и Курскую области со спектаклем "Человек рассеянный". А в сентябре постановка "Рагнарек. Гибель богов" стала лучшим кукольным спектаклем XXVIII Международного театрального фестиваля "Белая Вежа" в белорусском Бресте. Об этом и не только - разговор с директором театра Иваном Крыловым и главным режиссером Станиславом Садыковым.

Постановку кемеровского театра признали лучшей на фестивале в Белоруссии
© Российская Газета

Как Беларусь встретила сибиряков?

Станислав Садыков: Реакция зрителей была такой же, как в Кемерове: аплодисменты и возгласы "Браво!" При этом публика будто бы не сразу восприняла происходящее. Но после одной комической сцены все расслабились.

Иван Крылов: Спектакль начинается мистически, переносит зрителя из мира реальности и настраивает на совершенно другой лад. Может быть, в первые минуты происходила трансформация восприятия. Так или иначе, но после первого и второго акта аплодисменты раздались не сразу. Никто не спешил в буфет. Все были в хорошем смысле пригвождены к своим местам, продолжая переживать события, происходившие на сцене.

А почему вы поехали в Брест именно с этим спектаклем?

Иван Крылов: Считаю, он очень интересный и актуальный. Материал, выбранный Станиславом, отражает его мировоззрение и взгляд на проблемы мира и миропорядка. Получилось мощно и в визуальном плане, и по содержанию. Мифы - это то, что касается всех нас. А еще мне хотелось представить театр кукол как театр не только для маленьких детей. Он намного выразительнее, интереснее по форме, чем другие виды театрального искусства, и темы может поднимать самые острые, смелые. Может говорить на языке взрослого человека, используя визуальную составляющую. Я рад, что вектор, который мы выбрали - театр для людей с раннего возраста и на всю жизнь, - принимает наша публика. "Рагнарек. Гибель богов" - подтверждение того, что мы готовы показывать серьезные спектакли для взрослой аудитории. Но, разумеется, это вовсе не значит, что мы решили совсем забыть о детях.

Какие премьеры и гастроли ожидаются в новом сезоне?

Иван Крылов: В октябре состоялась премьера детского спектакля "Выручалочка" по сказке Владимира Сутеева. Его поставила Назиля Синюкова, получившая, как и Станислав, второе, режиссерское образование в Российском государственном институте сценических искусств в Санкт-Петербурге. Считаю главной удачей то, что у нас выросли дипломированные режиссеры - одни из лучших представителей профессии. Они делают потрясающие спектакли, которые пользуются успехом у зрителей и завоевывают высокие награды на фестивалях. Так, "Совсем не хитрый лис" в постановке Назили Синюковой был признан лучшим детским спектаклем на фестивале "Сибирь. TERRA MAGICA" в Красноярске.

А к началу декабря Станислав Садыков выпустит спектакль по абсурдистской пьесе Александра Введенского "Елка у Ивановых". Мне кажется, это тоже серьезный шаг. Потому что текст, смелый даже для своего времени (1930-е годы), и сегодня звучит очень смело. Далеко не каждый театр берет его в работу, тем более театр кукол. Наша задача - показать возможности абсурдистского текста именно на этой сцене. И я верю, что "Елка" войдет в число лучших спектаклей и станет неким откровением, переворачивающим сознание зрителей.

Искусство вообще призвано нарушать правила. Перед премьерой "Рагнарека" я попросил устроить читку текста, в котором очень много скандинавских имен и названий. Задача театра - сделать произведение доступным настолько, чтобы зритель смог принять. У меня есть опасения, что от "Елки у Ивановых", зритель станет ждать Снегурочки и Деда Мороза. А пьеса-то совсем про другое. И мы обдумываем, как подготовить зрителя, чтобы спектакль не вызвал отторжения. В том числе хотим провести ряд публичных лекций и читок, посвященных отечественной абсурдистской литературе вообще.

Конечно, 2,5 миллиона жителей области мы не охватим, но привлечем тех, кто любит театр. Планируем и публичные обсуждения после премьеры. Ведь ничто в XXI веке не работает так, как народная молва. Такой вот уровень доверия: человек больше верит человеку при наличии всех технических возможностей.

А что за проект "Кукла лечит"?

Иван Крылов: Это наш совместный проект с Новокузнецким театром кукол "Сказ" имени В. Машкова. И у них есть отдельное направление - для детей с ограниченными возможностями. По сути это арт-терапия. Но мы тоже провели целый ряд мастер-классов, в том числе для незрячих и слабовидящих детей.

Станислав Садыков: Дело в том, что при некоторых диагнозах существуют проблемы с социальной коммуникацией и считыванием эмоций. А кукла, эмоции которой считывать не нужно, подходит для такой вот творческой терапии идеально, как никакой другой вид театрального искусства.

"Сказ" переехал в отреставрированное здание бывшего кинотеатра "Коммунар", и у вас вот-вот закончится капитальный ремонт. Что ждет гостей?

Иван Крылов: Изменились до неузнаваемости зрительская часть, зал и сцена. Обновлено оборудование - освещение, звук, вся техника. Мягкие зоны в фойе, гардероб на новом месте, совсем другие цвета - оттенки красного и синего. Движущаяся инсталляция, мимо которой нельзя пройти, оставшись равнодушным. Конечно, ремонт повлияет и на технические возможности театра. Потому надеемся на приток новых кадров. В технические цеха, в актерскую труппу требуются люди, которые любят театр, преданы ему и готовы связать с ним свою судьбу. Кто разделит с театром удачи и неудачи.

Вы заключили соглашения о сотрудничестве с Большим театром кукол Санкт-Петербурга и Хабаровским театром кукол. Для чего?

Иван Крылов: Спектакли Большого театра кукол заряжены молодой энергией, у актеров огромное стремление и желание делать больше. Соглашение позволит нам упростить обмен знаниями и опытом, увеличить возможности использования ресурсов друг друга. Обсудили и тему обменных гастролей.

А в Хабаровске есть молодые авторы, которые пишут пьесы для театров кукол. И еще в 2026 году вместе подадим заявку на участие в федеральной программе "Большие гастроли". Так что у нас прибавилось друзей, готовых поддерживать и воплощать в жизнь интересные идеи. Сделаем все, чтобы эти соглашения не остались только на бумаге. Надеемся и на прочные отношения с белорусскими коллегами. Я верю, мы будем работать вместе.

Ключевой вопрос

В 2023 году вы создали театр горожан. Жители поставили кукольные спектакли и показали их на большой сцене. Продолжение будет?

Иван Крылов: Куратором творческой лаборатории "Мам-театр" выступила Юлия Клейман, театральный критик и искусствовед из Санкт-Петербурга. А наставниками горожан - ведущие кузбасские актеры и режиссеры. До финала дошли десять мам. Почти все подготовили моноспектакли, которые под Новый год собрали полные залы. И еще мы увидели много необычных форматов, предложенных участницами, - предметный театр, драматический, музыкальный, аудиовизуальный, театр шумов и цифровой (в виде блога). Лаборатория показала, что театр - место, где люди объединяются.

А сейчас запускаем придуманный Станиславом Садыковым проект "В кругу семьи". Местом действия станет стол, за которым собирается вся семья. Стол может стоять на сцене, за него можно усадить зрителей. И лежащие на столе предметы расскажут историю семьи, оживая на глазах у всех.

Среди пяти семей-участниц проекта есть многодетная, где пять ребятишек. Услышав, что можно и самим сочинить пьесу, они с азартом взялись за дело. Результат увидим в конце ноября - начале декабря. И повторим постановки "Мам-театра". К слову, кемеровчанка Ирина Тырыкина уже показывает свой спектакль в библиотеках, ввела в него дочку. Может быть, вернется забытая традиция семейных театров, о которой писал еще Станиславский, сыгравший первые спектакли у себя дома. И тогда театр будет не только в каждой школе, но и в каждой семье.