Большой театр представит в Мариинке оперы "Луиза Миллер" и "Беатриче и Бенедикт"

"Луиза Миллер" Верди и "Беатриче и Бенедикт" Берлиоза Большого театра России на Новой сцене Мариинского театра, Санкт-Петербург, 15 -19 октября

Большой театр представит в Мариинке оперы "Луиза Миллер" и "Беатриче и Бенедикт"
© Российская Газета

Большой театр представит на питерских гастролях оперы, которых нет в необъятном репертуаре Мариинки. Оба спектакля - это премьеры прошлого года и образцы современного театра. "Театр не может быть вчерашним, театр в отличие от музея - это то, что происходит здесь и сейчас", - считает режиссер Георгий Исаакян, поставивший "Луизу Миллер" в тандеме с художником Алексеем Трегубовым, а в качестве музыкального руководителя был приглашен Эдуард Топчян, худрук и главный дирижер Национального филармонического оркестра Армении, который и будет вести три гастрольных представления.

Эта опера - представление немецкого романтизма глазами итальянцев - требует глубинной чувственности, которая, конечно, исходит прежде всего от музыки. Ведь чистый сюжет в опере это, как правило, квинтэссенция банальности. Вот и тут все, как всегда: Луиза влюбляется в графского сына Рудольфа, не подозревая о его титуле. И становится жертвой интриг. Но чтобы спасти отца, пишет ложное любовное письмо другому. В финале - умирает вместе с любимым.

"Луиза Миллер" редкая гостья на оперных подмостках во всем мире. Опера, что написана Верди на либретто Каммарано по пьесе Шиллера "Коварство и любовь" (первая постановка состоялась в декабре 1849 года в театре Сан-Карло), пятнадцатая опера композитора, которая относится к концу раннего периода его творчества, а публика готова кассировать свою любовь лишь к поздним шедеврам итальянского гения. К тому же опера требует сразу шесть выдающихся солистов, обладающих незаурядной вокальной техникой. Найти таких и собрать в одном месте - задача из разряда фантастических.

"Беатриче и Бенедикт" появились в Большом театре как оммаж к 220-летию французского композитора. Спектакль доверили немецкому дирижеру Жюльену Салемкуру и режиссеру Александру Петрову.

Берлиоз называл свое творение "капризом, начертанным острием иглы". Но когда человек трагической судьбы на закате дней берется за создание "веселого" опуса, попытка обмануть самого себя дается трудно. Это оперная версия комедии Шекспира "Много шума из ничего". Композитор выступил и как либреттист, убрав из сюжета линию Дона Хуана, а вместе с ней исчезло и то, что делает пьесу гораздо большим, чем просто комедия. Но, несмотря на то, что партитура постоянно прерывается разговорными диалогами, звучат мелодии пленительной красоты. Поэтому с момента мировой премьеры в Баден-Бадене 9 августа 1862 года, что состоялась под управлением автора, опера изредка появляется на мировых афишах.

Режиссер Александр Петров согласно задумке Шекспира представил действие спектакля в сицилийском городе Мессине, однако перенес героев в начало XX века, в годы Первой мировой войны. В спектакле разворачивается счастливая, что редко случается в операх, любовная история, которую окружающие называют "иронической войной". Вот было бы так всегда в реальной жизни...