Спектакль по мотивам романа Ф.М.Достоевского "Идиот" в пространстве "Внутри". Режиссер Алексей Френкель.
Да – мне это понравилось. Не скажу, что шедевр, но весьма достойное начало сезона в одном из моих самых любимых московских театров. В прошлом сезоне мы уже видели "Петушки" Саввы Савельева – рефлексию на поэму Венички Ерофеева. Нынешний спектакль – нечто похожее, только рефлексия на роман Достоевского. От самого "Идиота" здесь почти ничего не осталось (разве что имена персонажей), тем не менее, по духу это вполне себе современный Достоевский. Сюжет достаточно прост. Князь Мышкин и Парфен Рогожин едут в поезде, который идет непонятно куда. Как они тут оказались, никто не знает, но точно известно, что Рогожин совсем недавно зарезал Настасью Филипповну, а посему пытается выкинуть в окно нож. Но совершенно бесполезно. Нож тут же влетает обратно из другого окна, а Рогожину остается только считать: семьдесят девять, восемьдесят и т.п. Параллельно с этим герои беседуют о Настасье Филипповне, а она сама является то ли в виде призрака, то ли еще в каком-то виде и пугает обоих. Затем герои решают поменяться "крестами", и следующая сцена практически полностью копируют предыдущую, с той лишь разницей, что актер, игравший ранее князя Мышкина, уже исполняет роль Рогожина, и наоборот. Эдакое колесо сансары. Единственное исключение – Настасья Филипповна, которая произносит уже совершенно другой текст, вполне в духе Достоевского. Главный вопрос, на который пытается ответить героиня: "про кого роман "Идиот". Ответа нет. Даже появившийся на сцене Федор Михайлович на этот вопрос – ответа не дает, стараясь поскорее сбежать за кулисы. (И это лучшая сцена спектакля – даже если б все остальное было бы плохо, ради нее стоило бы идти). В общем, идея интересная. Реализация – отчасти хорошая. К актерам (Роман Фролкин, Олег Тополянский, Анна Смирнова) претензий нет, за наличие песни Натальи Медведевой и стихов Башлачева – отдельный респект. Редкий случай когда Башлачев оказался более чем к месту. В чем же самое большое но? В том, что автор (тоже Алексей Френкель) откровенно перемудрил. Рефлексия на тему классики – вещь хорошая. У Саввы Савельева в "Петушках" она получилась идеально, у Алексея Френкеля – нет. У меня сложилось такое впечатление, что автор слишком увлекся доказыванием того, что он может продолжить текст Достоевского. Доказал? Да! Он хорошо продолжил текст Достоевского. Но Достоевский – писатель, а не драматург. С точки зрения литературы, наверное, это хорошо, но я пришел не текст читать, а смотреть спектакль. А с этим и возникла проблема. То, что отлично выглядит на бумаге, не всегда хорошо смотрится на сцене. С идеей настолько перемудрили, что она ближе к середине становится слишком тяжеловесной. В результате мы получаем достаточно большое количество интересных по отдельности мизансцен (одна фраза: "Что это за место такое, где сходить с ума можно а курить нельзя", – дорогого стоит), но все это вместе перестает склеиваться в единый спектакль. И если постановка начинается цельно, и первые минут 30 идет очень даже хорошо, то затем начинает постепенно расклеиваться. Да, то критичного уровня не доходит, но сильно портит впечатление и оставляет спектакль в категории "Хороший", хотя в начале он имел все шансы дойти до категории "Отличный". Мне, подчеркиваю, она в любом случае понравилась (хоть и слабее "Петушков"), она зайдет и другим постоянным зрителям Пространства "Внутри", но порекомендовать ее всем без исключения театралам не могу – слишком заумно, слишком тяжеловесно, слишком спорно. В "Петушках" Савва Савельев не задает вопрос – зачем он делает эту рефлексию, но и так всем все понятно. Здесь – вопрос, напротив, поставлен, но ответ на него слишком расплывчатый. Самому себе я бы точно порекомендовал туда сходить еще раз. У Пространства "Внутри" есть (на мой взгляд) оригинальная, хотя и спорная традиция – начинать сезон с не самых лучших спектаклей, а к концу – разгоняться. В этот раз традицию нарушили. Начали с сильного спектакля. Уже представляю – что нас будет ждать в конце. Наверное, какой-то совсем запредельный вышак. Очень бы хотелось. P.S. И да. Смысл названия спектакля четко объясняется – целых два раза.