Первая персональная. В Дарвиновском музее работает выставка скульптора-фарфориста Алексея Сотникова
В Государственном Дарвиновском музее прошёл вернисаж первой персональной выставки скульптора-фарфориста Алексея Сотникова «Из соколиного гнезда». Он был организован специально ко Дню рождения мастера, в этом году отмечается его 120-летие.
ПРЕДМЕТЫ, В КОТОРЫЕ ВОХНУЛИ ЖИЗНЬ
В экспозиции представлены произведения художника из собрания Дарвиновского музея, Дулёвского фарфорового завода и частной коллекции семьи Белашовых, памятные предметы и фотографии, предоставленные внучкой скульптора Светланой Сотниковой, а также работы других известных дулёвских мастеров.
«Хочу всех поздравить с открытием этой выставки и сказать большое спасибо автору выставки Надежде Трегуб. Раньше в каждом доме модно было иметь фарфоровые фигурки. Дулёвский завод привлекал к работе самых талантливых художников, не только Алексея Георгиевича Сотникова, но и Ватагина, и других. Очень многие мастера создавали свои работы, которые потом переносили в фарфор. И естественно, что такое собрание есть и в Дарвиновском музее. Наш основатель Александр Фёдорович Котс был совершенно гениальным музеологом, он считал, если в музее есть чучела, то есть предметы, из которых жизнь забрали, то должны быть и предметы, в которые художники, скульпторы жизнь вдохнули. Они все тёплые и передают ауру того человека, который их создавал. У нас в музее собралось достаточно большое собрание живописи, графики, и мы очень горды тем, что у нас есть такое собрание фарфора», - отметила директор Государственного Дарвиновского музея Анна Клюкина.
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ СКУЛЬПТОРА
Фото: Александр Вдовенко
Автор выставки Надежда Трегуб рассказала о детстве и жизненном пути Сотникова:
«Алексей Георгиевич родился 1904 году в станице Михайловская Кубанской области (в настоящее время - Краснодарский край) в семье казака. В станице не было школы. Родители Сотникова были неграмотными. Было понятно, что быть образованным — это такая неприходящая ценность. Отец Сотникова отдал его учиться грамоте у священника. В юношестве Сотников решил быть скульптором. Но Москва и Россия живут по-разному. Быть скульптором в Москве - это быть уважаемым человеком. Но в станице Михайловской было престижнее стать казаком, чем скульптором. В 1925 году Сотников поступил в Краснодарский художественно-педагогический техникум. В 1928 году отправился учиться в Москву на керамический факультет Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИНа), обучался у крупнейшего представителя русского авангарда Татлина, который создал летательный аппарат «Летатлин». Окончил учёбу в 1931 году и до 1934 года работал в мастерской Татлина. В 1934 году Дулёвский фарфоровый завод пригласил на предприятие скульпторов, в числе их был и Сотников. Тогда ему было уже 30 лет, надо было понять, что ему нужно более основательное место работы, чем создание летательного аппарата. Он остался работать на Дулёвском заводе».
В 1937 году на Всемирной выставке в Париже скульптор показал «Ягнёнка», «Курицу», вазу «Конституция». «Ягнёнок» был отмечен золотой медалью, а Дулёвский завод получил Гран-при и мировое признание. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году были выставлены скульптуры «Сокол», «Курица», фонтан «Рыбаки» . Все они получили Гран-при.
КАК СОБИРАЛИСЬ ЭКСПОНАТЫ ДЛЯ ВЫСТАВКИ
Фото: Александр Вдовенко
Надежда Трегуб, собирая предметы для выставки, обратилась к внучке Светлане Сотниковой. Она предоставила 38 предметов.
«Я хочу поблагодарить за организацию такой выставки. Здесь сказали много тёплых и трогательных слов о дедушке. Спасибо, что помните и сохраняете его творчество», - подчеркнула Светлана Сотникова.
Автор выставки также обратилась с просьбой предоставить несколько работ скульптора к руководству Дулёвского фарфорового завода, где Сотников проработал более 40 лет. Председатель производственного кооператива «Дулёвский фарфор» Андрей Келлер не отказал и сам принял участие в вернисаже выставки.
«У нас на заводе есть музей, где экспонируются экспонируются 17 тысяч предметов. Отдельная экспозиция рассказывает о творчестве Алексея Георгиевича. Мы гордимся тем, что у нас на заводе работали такие интересные, самобытные скульпторы. Раньше было 30 художников, из них 7 скульпторов, а сейчас всего 7 художников, из них всего 2 скульптора в штабе. Дулёво для Сотникова, как и Сотников для Дулёва - это электричка, движущаяся с хорошей скоростью в правильном направлении», - отметил Андрей Келлер.
Выставка «Из соколиного гнезда» будет работать до 1 декабря.
Фото: Александр Вдовенко
ЕКАТЕРИНА МАГДЫЧ