"ГОЛОСА СТРАНЫ" на сцене "Мельников"
Признаться честно, к проекту у меня есть одна достаточно большая претензия, но она относится к организаторской части, но никак не к творческой. Творческая часть была выполнена практически безупречно. 12 действительно больших актеров, 12 действительно талантливых режиссеров, каждый из которых подошел к делу не тяп-ляп, а, напротив, с душой. На сцене "Мельников" довелось посмотреть три спектакля (все их показали за один день): "Доктор Кудзаев" (режиссер Андрей Гордин, исполнитель Игорь Миркурбанов), "Океан Внутри" (режиссер Александр Пронькин, исполнитель Дмитрий Чеботарев) и "Школа Этикета" (режиссер Талгат Баталов, исполнитель Александра Ребенок). Игорь Миркурбанов в проекте "Доктор Кудзаев". Несмотря на то, что спектакли сделаны по определенному шаблону – они совершенно разные, у каждого своя фишка, у каждого своя прелесть. Театральный Казбек Кудзаев – сидит в своем кабинете, рассказывает о своей жизни, о своей философии, принципах, о проблемах современной медицины. Он как бы дает интервью без вопросов. Для героя "Океана Внутри" океанолога Александра Осадчиева – более привычна форма публичного выступления. Мы как бы оказываемся на его творческой встрече. Анна Валь (Школа Этикета) преподает нам небольшой урок, параллельно рассказывая о своей нелегкой жизни. Благодаря этому спектаклю я узнал неизвестное ранее слово "Пендельтюр" (С учетом того, что я и многие из вас с пендельтюром сталкиваемся ежедневно, по несколько раз). Самое интересное, что актер на сцене не рассказывает о своем герое, а полностью перевоплощается в него (то есть выступает исключительно от первого лица). И совершенно не важно, что они отличаются внешне, по возрасту, - я действительно верил, что передо мной не актер, а настоящий хирург, океанолог, потомок древнего немецкого рода. "Доктор Кудзаев". "Доктор Кудзаев" – это интервью человека, доведенное буквально до совершенства. В нем есть решительно все, что нужно сказать, и ничего лишнего. Поймал себя на мысли, а стал бы я смотреть это интервью, если бы увидел по телевизору настоящего Казбека Кудзаева? Наверное, все-таки нет. Я бы переключил программу. А Кудзаева – Миркурбанова смотрю буквально на одном дыхании. Мне действительно интересно, что он скажет, хотя ничего сверхъестественного он не говорит. В этом и заключается актерский талант. Актер передал личность своего героя гораздо лучше, нежели бы это сделал оригинал (да простит меня Казбек Урусханович). Спектакль "Доктор Кудзаев" оказался наиболее цельным из трех увиденных мной. В "Океане Внутри" – было слишком много пафоса, отчего я вместе с залом, конечно, зарядился порцией оптимизма, но историю героя узнал слишком "впроброс", не было той глубины, которую буквально час назад прочувствовал в спектакле "Доктор Кудзаев". (Из всех трех актеров Миркурбанов был наименее эмоционален, и при этом наиболее емким и правдивым). "Океан Внутри". Третья постановка, "Школа Этикета", была наиболее спорной. Ибо название слабо соответствовало содержанию. Если я иду на спектакль "Школа Этикета" – я хочу увидеть Школу! Я хочу узнать какую-либо неизвестную мне информацию про этикет. А этому посвящено примерно минут 15 спектакля. Все остальное время – биография главной героини. Это, наверное, неплохо, тем более, что рассказать есть о чем, и показано все красиво. Но в этом случае спектакль надо было называть как-то по-другому. Зачем обманывать зрителя. Но, независимо от нюансов, все три постановки – достойны того, чтобы их посмотреть. И тут мы подходим к главной проблеме проекта. Проект хорош, нужен и важен, но организация его хромает. Как я понимаю, изначально все это было разовым действием и вряд ли предполагало продолжение. Но это же в корне не верно! Такой проект нужен! Такой проект надо показывать всем! И в первую очередь как раз не театральной публике. В зал надо приводить, в первую очередь, школьников и студентов, чтобы они видели энтузиастов своего дела! Просмотр трех-четырех таких спектаклей окажет на молодое поколение куда более важное и сильное воздействие, нежели десятки лекций о том, что надо искать себя, и сотни фильмов. Ибо в театре воздействие идет на подсознательном уровне. Если показать тот же спектакль "Доктор Кудзаев" десяти тысячам школьников – я не сомневаюсь, многие из них пойдут учиться не на менеджеров и дизайнеров, а именно на врачей. А сцену о том, как молодой Казбек Кудзаев вместе с компанией хотел ограбить рабочего во Владикавказе – вообще надо показывать десятки раз юным любителям культуры А.У.Е. (запрещенной в РФ). Эта сцена им вправит мозги гораздо лучше, чем десятки воспитательных бесед. Но (!) проблема в том, что как раз эти люди в театр и не пришли. На "Докторе Кудзаеве" и на "Школе Этикета" в зале была типичная театральная публика. Да, мы были в восторге, да, мы похлопали, завалили актеров цветами, но эти спектакли не возымели на нас тот самый эффект, который должны были. Я не пойду учиться на врача, просто в силу возраста, а о том, что воровать плохо я уже давно знаю. Мне не нужно преподавать эти уроки. А школьникам и студентам – нужно. А их как раз и не было. Исключением является спектакль "Океан Внутри" – где на сцене присутствовал модный актер Дмитрий Чеботарев. В результате весь зал был забит его фанатками. Проблема в том, что им было решительно наплевать на то, что он расскажет, им важно было как можно скорее получить доступ к телу. Поэтому не успел актер уйти со сцены, а они уже плавно переместились к служебному входу, чтобы в очередной раз прикоснуться к звезде. А жаль. Лучше бы они внимательней послушали то, что говорится со сцены, а не то, кто говорит. Сцена из спектакля "Океан Внутри". И здесь мы упираемся в главную организационную проблему. Это спектакли для молодежи, эти спектакли надо показывать школьникам, студентам, несовершеннолетним преступникам и так далее. Их надо в первую очередь приводить в зал. Массово, сотнями и тысячами. Тогда от спектаклей будет действительно большой эффект, не только культурологический, но и человеческий, воспитательный. А именно этого эффекта как раз и не наблюдается. Сейчас Константин Богомолов говорит о следующем блоке моноспектаклей, где речь пойдет уже о выдающихся ученых. Поддерживаю ли я эту идею? Конечно! Но мне бы не хотелось, чтоб эта идея была зажата исключительно в рамках театральной публики. Ну, посмотрим мы, театралы, эти спектакли, и что изменится? Ничего! А посмотрят дети – измениться может многое. Я очень надеюсь, что руководство проекта найдет нужный баланс, и спектакли действительно будут показаны тем, кому они важнее и нужнее всего – то есть молодому поколению.