Минцифры и РКН представили проект правил ведения каналов с 10 тыс. подписчиков
Минцифры и Роскомнадзор опубликовали проекты документов, регламентирующие регистрацию публичных каналов с аудиторией свыше 10 тысяч человек. Каналы, не прошедшие маркировку, не смогут размещать рекламу, собирать донаты и их сообщения нельзя будет репостить в других каналах. Общественное обсуждение проектов продлится до 31 октября.
Как следует из текста документов, паблики и каналы в социальных сетях, набравшие больше 10 тысяч подписчиков, после верификации будут включаться Роскомнадзором в перечень таких ресурсов. Владелец ресурса самостоятельно направляет минимальный объем базовых сведений о себе и своем канале, включая контактные данные, через портал Госуслуг, сайт Роскомнадзора - для этого там будет создан специальный раздел по адресу http://www.530-fz.rkn.gov.ru/ или с помощью чат-бота в социальной сети.
Как поясняют в консультационном центре Ассоциации блогеров и агентств (АБА), с 1 ноября 2024 года начинается регистрация страниц, с 1 января 2025 года нельзя будет размещать рекламу и делать репосты незарегистрированных каналов, это будет наказываться штрафами. При этом регистрировать нужно все каналы, собравшие более 10 тысяч подписчиков - если один канал пользователя во "ВКонтакте", другой в Telegram - регистрировать нужно оба.
Скрываясь за обезличенной аватаркой и выдуманным никнеймом, сейчас можно транслировать все, что угодно, и тебе за это ничего не будет
Остается не до конца проясненным вопрос, нужно ли уведомлять о каналах в запрещенных соцсетях. Впрочем, если экстраполировать на регистрацию каналов позицию Роскомнадзора по вопросу маркировки интернет-рекламы, то нужно.
При включении паблика в перечень Роскомнадзор сообщит об этом его владельцу и владельцу социальной сети. Социальная сеть должна разместить на странице специальный знак и уникальную ссылку, по которой можно проверить, действительно ли паблик находится в перечне. Специальный знак будет выглядеть как "графически выделенное сообщение в виде буквы "А" и знака "плюс", - отмечается в пояснительной записке.
Информация размещается владельцем социальной сети "не позднее двух календарных дней со дня получения от Роскомнадзора уведомления о включении персональной страницы в перечень. Отдельно оговаривается, что "пользователь вправе самостоятельно разместить любым доступным ему способом на своей персональной странице уникальную ссылку".
Каналы, верифицированные таким образом, смогут размещать рекламу и принимать пожертвования. Как ожидается, это позволит снизить риски мошенничества и повысить прозрачность рынка рекламы в соцсетях. Кроме того, пользователи смогут быть уверены в достоверности информации, распространяемой таким каналом. Если канал не будет включен в список, он не сможет вести рекламную деятельность, собирать донаты и его сообщения нельзя будет репостить.
"Скрываясь за обезличенной аватаркой и выдуманным никнеймом, сейчас можно транслировать все, что угодно, и тебе за это ничего не будет. Такое положение дел в то время, когда влияние блогосферы на информационную среду и каждого человека в отдельности титаническое, может быть откровенно опасным", - говорит глава Комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн.
Как отмечено в документах, вся информация из перечня будет храниться в зашифрованном виде без опубликования.
Через специальную форму на сайте Роскомнадзора или уникальную ссылку в канале можно будет получить информацию только о том, включен канал в перечень или нет. Точно так же, как сегодня можно проверить паспорт через портал Госуслуги.
Новый порядок регистрации владельцев каналов в мессенджерах и социальных сетях получился максимально прост и дружелюбен, отмечает замглавы Комитета Госдумы по информполитике, глава РОЦИТ Антон Горелкин. "Набор данных минимален, а требование о предоставлении IP-адреса больше не предъявляется", - сообщил он.
Сейчас многие паблики и каналы в соцсетях собирают большую аудиторию, которая сама по себе становится ресурсом. Доступ к этой аудитории интересен не только рекламодателям, но и злоумышленникам. Массово регистрируются фейковые аккаунты, через неверифицированные каналы запускаются разного рода финансовые пирамиды. От этого страдают и пользователи, и добросовестные владельцы каналов. К примеру, для периодического печатного издания с тиражом от тысячи экземпляров обязательна регистрация в качестве СМИ.
Участники рынка уверены, что новые меры станут еще одним шагом в сторону обеления отрасли
"Новые требования направлены именно на борьбу с анонимностью, которая развязывает руки преступникам. Теперь те, кто так активно распространяет фейки и дезинформацию в сети, не боясь ответственности, делать этого больше не смогут", - добавляет член Комитета Госдумы по информполитике Антон Немкин.
"Отрадно, что в ходе доработки проекта приказа процедура регистрации владельцев каналов была значительно упрощена. Также отмечу, что информация о владельцах останется не публичной. Посмотрим, к чему это все приведет, и станет ли работа социальных сетей прозрачней", - говорит глава АНО "Цифровая экономика" Сергей Плуготаренко.
"Приказы правительства, безусловно сняли множество вопросов", - отмечает Таня Иванова, президент Ассоциации блогеров и агентств, основательница агентства hello blogger. "Мы поддерживаем данную инициативу и мотивы Роскомнадзора ясны, потому что государство и рынок в части саморегулирования продолжают двигаться в сторону обеления. Помимо этого данная инициатива поможет бороться с мошенниками, которые выдают себя за администраторов каналов. С точки зрения выявления нарушителей авторских прав это тоже положительная точка для рынка. Рисков для добросовестных участников рынка нет. Безусловно, уже возникают множество вопросов, такие как - нужно ли регистрировать коммерческие блоги, когда в приказах указаны персональные страницы или о целесообразности плашек о включении в реестр каналов. Но мы уверены, что на опыте маркировки Роскомнадзор активно будет общаться с рынком и большая часть вопросов будет урегулирована", - уверена Иванова.
Закон об авторизации пабликов с аудиторией свыше 10 тысяч человек был принят летом 2024 года в целях повышения прозрачности каналов со значимой аудиторией в социальных сетях.