"РГ" собрала топ-5 осенних выставок в Москве и Санкт-Петербурге

Выставка "Меньшов/Москва 85/45"

"РГ" собрала топ-5 осенних выставок в Москве и Санкт-Петербурге
© Российская Газета

Подземный музей парка "Зарядье"

По 13 октября

Это выставка-эмоция, воспоминание и благодарность режиссеру Владимиру Меньшову, который 17 сентября отметил бы 85-летие. Под ставшие народными хиты "Москва не сразу строилась", "Диалог у новогодней елки" здесь можно поближе рассмотреть вещи из культового фильма - тот самый самовар, который помог донести Гоша старушке из электрички, или плед, под которым уютно пряталась от осенней прохлады на пикнике Катя Тихомирова, платья главных героинь. А подняв трубку пузатого красного телефона, услышать: "Хэллоу, общежитие слушает!" По-прежнему популярной картине "Москва слезам не верит" исполнилось 45 лет.

Экземпляр сценария с рукописными пометками и правками Меньшова представили впервые. Сценарий долгое время хранился в семье. Как говорит Юлия Меньшова, папа был перфекционистом, у него всегда был идеальный порядок - все разложено по папочкам, подписано. "Этот фильм про нас, про папу, - призналась на вернисаже дочь режиссера. - Что могло ждать обыкновенного парня из Астрахани? Рыболовецкое судно? Но он приехал в Москву и добился всего сам, равно как и героиня из его фильма".

На сенсорных панелях - раскадровки сцен, не вошедших в картину. Герои должны были прогуливаться по Третьяковской галерее. Но эпизод в картину не вошел. Вообще "Москву" снимали трудно: сценарий фильма перерабатывался несколько раз. Кастинг шел не менее мучительно: Меньшов представлял в главной роли Ирину Купченко или Маргариту Терехову, но они на предложение малоизвестного режиссера ответили отказом. В какой-то момент Меньшов даже отчаялся, пока не обратил внимание на супругу.

Художник по костюмам Жанна Мелконян этим фильмом произвела революцию в советской моде. Платье Людмилы (Ирина Муравьева), в котором она в образе фальшивой интеллигентки пришла в читальный зал Ленинской библиотеки, шили не из тафты, которую в СССР попросту не нашли, а из галстучной ткани. А ее туфельки с белыми носочками появились совершенно случайно - обувь попросту натирала ногу актрисе. Потом эти туфли прочно войдут в гардероб американских модниц, посмотревших фильм после вручения ему "Оскара". "Фильмы стареют быстро, а эта картина жива до сих пор", - говорит исполнительница главной роли Вера Алентова.

"Великий Карл"

Русский музей, Санкт-Петербург

18 октября 2024 года - 12 мая 2025 года

Такой масштабной выставки Карла Брюллова в России еще не видели. К 225-летию со дня рождения гения выставят 60 полотен и 250 акварелей и рисунков.

Его называли "Пушкин русской живописи". Покажут солнечные итальянские пейзажи, сочные акварели, портреты представителей петербургской знати. И конечно, полотно "Последний день Помпеи", которое автор писал больше трех лет. Специально для выставки почти за год до проекта началась реставрация картины, чья сохранность вызывала опасение у музейщиков.

Реставрация картины "Последний день Помпеи" Брюллова проходит в Русском музее впервые за 200 лет. Фото: Пресс-служба Русского музея

"Адепты красного. Малявин & Архипов"

Третьяковская галерея

По 16 февраля 2025 года

Предположительно, Абрам Архипов на этой картине изобразил дочь мельника из Солотчи. Фото: РИА Новости

В центре выставки - "красные бабы" Филиппа Малявина и Абрама Архипова. Новый проект Третьяковки исследует роль красного цвета в живописи, "женский" компонент русской культуры и влияние фольклора на высокое искусство. Использование красного - для художника верный признак особого мастерства. Но даже великие мастера боялись его. К примеру, Репин, у которого Малявин учился, красный цвет не любил. Архипова и Малявина объединяет интерес к народным характерам. Оба - русские импрессионисты, чьих больших монографических выставок пока не было, и создатели галереи жизнелюбивых крестьянок.

Выставка "На свет из темноты"

Музей Фаберже, Санкт-Петербург

По 8 января 2025 года

100 произведений современного художника Ильгиза Фазулзянова будут представлены в Музее Фаберже. Он начинал с серебряных украшений в стиле булгарских татар. И постепенно стал одним из самых известных ювелиров России.

Как признается художник, проект "На свет из темноты" - это своеобразное путешествие в храм души, поиск себя через образ бабочки, стремящейся к свету. Поэтому центральным экспонатом выставки, привлекающим внимание, станет механический ювелирный арт-объект в виде двухметрового солнечного диска.

В Музее Фаберже - шедевры современного ювелирного искусства. Фото: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге

"Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи XVIII века"

Музеи Московского Кремля

15 ноября 2024 года - 23 февраля 2025 года

За время дворцовых переворотов в течение 16 лет друг друга на престоле сменили четыре монарха. Первой взошла на престол супруга Петра. В родной Германии Марта Скавронская, которая в России станет Екатериной I, была прачкой и кухаркой. В 1702 году после взятия Мариенбурга русскими войсками она будет военным трофеем.

В Кремле - вещи эпохи дворцовых переворотов. Фото: Музеи Московского Кремля

В 1725 году усилиями гвардии Меншикова Екатерина стала самодержавной императрицей. Ее корона из фондов Музеев Кремля стала образцом для всех императорских корон в России. Кроме этой реликвии, представят архивные документы, оружие, медали, личные вещи правителей, символы власти, в том числе золотой скипетр царя Петра Алексеевича, украшенный алмазами.