Как "Сокол" стал логотипом Дулевского фарфорового завода
В экспозиции первой персональной выставки мастера представлены произведения из собрания Дарвиновского музея, Дулевского фарфорового завода и частной коллекции семьи Белашовых, а также памятные предметы и фотографии, предоставленные внучкой скульптора С.А. Сотниковой и работы других известных дулевских мастеров. Дулевский завод по праву считается самым крупным заводом России по выпуску фарфора. Предприятие было основано в 1832 году купцом Кузнецовым в пустоши Дулево (с 1937 года – город Ликино-Дулево Московской области). Алексей Георгиевич Сотников родился 3 октября 1904 года (1904—1989) в станице Михайловская Кубанской области (в настоящее время Краснодарский край) в семье казака. В 1934 году Дулевский фарфоровый завод пригласил на предприятие скульпторов, в их числе был и Сотников. Творческая жизнь Алексея Георгиевича тесно связана с фарфором. Он работал как скульптор-анималист, проявлял живой интерес к жанровой скульптуре, пробовал свои силы и в области монументально-декоративной фарфоровой скульптуры. Фигурка "Сокол" в Брюсселе на Всемирной выставке получила гран-при, и с 1962 года графическое изображение сокола стало эмблемой, логотипом и клеймом Дулевского фарфорового завода. Сотников достаточно быстро снискал мировое признание. Его работы "Ягненок", "Курица", ваза "Конституция" в 1937 году были показаны на Всемирной выставке в Париже. "Ягненок" заслужил золотую медаль, а Дулевский завод получил гран-при и мировое признание! Почему Сотников посвятил свое творчество изображению животных? Художник хотел, чтобы простых людей в жизни окружали произведения искусства. Своими работами, — а это были тиражные вещи, — он нес искусство в массы. В фарфоровых произведениях Сотников очень деликатно использует цвет, буквально чуть-чуть. Его скульптуры практически бело-молочные, так мастер делает акцент на выразительности формы. Дарвиновский музей представит 14 произведений скульптора из фондов, которые будут дополнены работами других скульпторов и художников Дулевского фарфорового завода: Е. И. Гатиловой, П. М. Кожина, А. Д. Бржезицкой Н. А. Малышевой, В. К. Яснецова. Для того чтобы полнее представить творческое дарование Сотникова, музей обратился на Дулевский фарфоровый завод, который предоставил для выставки восемь скульптур мастера: "Дед Мазай и зайцы", "Мальчик с книжкой", "Счастливые рыбаки", "Скворцы. Первый вылет", "Юные рыбаки", шкатулку с овечкой и шкатулку "На птичнике", а также знаковую многофигурную композицию, изображающую хирургов на операции, под названием "За жизнь". Сотников учился у крупнейшего представителя русского авангарда В. Е. Татлина. Окончил учебу в 1931 году и до 1934 года работал в мастерской Татлина. В годы Великой Отечественной войны Сотников был призван на фронт, в 1942—1945 годы создавал произведения патриотической тематики — ваза "Победа" (1944), работал в студии военных художников им. М. Б. Грекова. Позднее, работая на заводе, вернулся к образам животных: "Соболь", "Чайка", "Голубь", "Голубь около кормушки", "Кукушка" и жанровые композиции "Переполох", "Материнство". На Таганской (кольцевой) в 1950 году Сотников участвовал в оформлении станции. В 1978 году Сотников был удостоен звания Заслуженный художник РСФСР. Алексей Георгиевич жил в Москве в городке художников на Верхней Масловке, где работали В. Е. Татлин, В. А. Ватагин, А. М. Белашов, И. Г. Фрих-Хар и др. Для скульптора Белашова, который рано потерял отца на войне, Алексей Георгиевич был опытным наставником — как отец. Сотников не преподавал в вузе, не был буквальным учителем Белашова, но встречи с мастером повлияли на творчество молодого скульптора. Порой Сотников дарил Белашову что-то из своих работ, эскизы, которые потом отливал на заводе в крупном размере. Так в семье Белашовых сформировалась небольшая, но значимая коллекция произведений скульптора. Часть коллекции показана на этой выставке. Экспозицию дополнят предметы из семьи художника, предоставленные внучкой Светланой Александровной: плакаты, грамоты и другие награды заслуженного художника, каталог с дарственной надписью внучке, фотографии из домашнего архива, которые показывают скульптора за работой и в редкие минуты отдыха.