«На Тихорецкую состав отправится»: на легендарной станции отреставрируют городской вокзал

Знаменитой железнодорожной станции Тихорецкая, про которую пели в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром», в этом году исполнилось 150 лет. Но сейчас главному зданию вокзала предстоит масштабная реконструкция. Давайте окунемся в долгую историю станции.

«На Тихорецкую состав отправится»: на легендарной станции отреставрируют городской вокзал
© Главгосэкспертиза России

Удивительно, но первый грузовой поезд через маленькую железнодорожную станцию Тихорецкая прошел еще 17 мая 1874 года. Тогда она стала частью новой Владикавказской железной дороги. Именно эта дата считает днем рождения Тихорецкой на западной окраине земельного юрта казачьей станицы Тихорецкой Ейского уезда Кубанской области.

Через некоторое время при станции появляется небольшой неофициальный поселок, а в 1882 году здесь вырос деревянный вокзал, несколько деревянных бараков и он насчитывал 41 жителя.

Железнодорожная сеть росла, и после пуска в эксплуатацию на Новороссийск, Царицын и Екатеринодар Тихорецкая стала узловой, а в 1895 году на месте разросшегося поселка создается одноименный хутор в подчинении станицы Тихорецкой. Интересно, что на нем через два года уже числилось 2077 жителей, а в 1917 - 14 313 жителей, в основном иногородних, частично казаков.

В итоге станция стала крупным транспортным и промышленным центром северной Кубани. В октябре 1899 года открыты паровозоремонтные мастерские, дистанция пути, в 1902-ом – северное локомотивное депо, огромные хлебные склады и амбары, стали появляться частные промышленные и торговые предприятия.

Само кирпичное здание вокзала было построено еще в 1883 году. В архитектуре присутствовали элементы романского и готического стилей. Кстати, это одно из первых кирпичных сооружений Тихорецка, сохранившихся до наших дней. Сегодня оно числится в перечне объектов культурного наследия регионального значения.

Интересно, что в годы Великой Отечественной войны здание было почти полностью разрушено ударами вражеской авиации. Но затем вокзал восстановили с сохранением прежней архитектуры.

Но со временем станция приходила в упадок. Более того, в 2010 году она вообще была в аварийном состоянии. Однако, это история со счастливым концом – в 2023 году была завершена модернизация станции. Специалисты обновили 27,6 км пути, 110 комплектов стрелочных переводов, 949 опор контактной сети, 62,3 км контактной сети.

Сейчас пришла очередь главного здания вокзала. В августе этого года Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на проект.

Для его создания специалисты использовали технологии информационного моделирования. В будущем это минимизирует риск ошибок при строительстве и эксплуатации сооружения. Во время реставрации восстановят лицевую кладку фасадов из красного кирпича, декор, отделку из природного камня, два ризалита со шпилями.

Кроме того, в здании отреставрируют три исторических зала. В одном из них будут кассы, помещение для краткосрочных мероприятий и два зала ожидания.

Вокруг вокзала установят ограждение, территорию благоустроят в едином стиле со зданием: с озеленением и парковым освещением.

Фото: ОАО «РЖД»