«Спектакль про любовь»: в Театре Вахтангова первая премьера сезона — «Утиная охота» по пьесе Вампилова
В Театре имени Вахтангова 27 сентября прошла премьера спектакля «Утиная охота» по пьесе Александра Вампилова в постановке режиссёра Аскара Галимова. По его словам, это спектакль про любовь, который позволил ему поразмышлять о непростых отношениях между родителями. Тема семьи получила развитие благодаря появлению на сцене родителей главного героя, которые в пьесе оставались за кадром. Кроме того, режиссёр принял неожиданное решение изменить концовку спектакля, повторив в ней один из ключевых фрагментов пьесы.
В пятницу, 27 сентября, в Театре имени Вахтангова состоялась первая премьера нового, 104-го сезона — спектакль «Утиная охота» по пьесе Александра Вампилова.
Режиссёром постановки стал недавний выпускник ГИТИСа Аскар Галимов. Для него это четвёртая работа в профессиональном театре и первая — на подмостках Вахтанговского театра. Роли исполняют Максим Севриновский, Данила Гнидо, Полина Чернышова, Евгений Косырев и другие.
«Этот спектакль создан в большой любви, и это спектакль про любовь», — признался режиссёр перед началом пресс-показа.
Свою постановку Галимов посвятил родителям. Отвечая на вопросы журналистов, он подчеркнул, что для него «Утиная охота» стала поводом для размышлений о непростых отношениях между родителями и попыткой в них разобраться.
«Много общего с тем временем»
Пьесу «Утиная охота» драматург, прозаик и публицист Александр Вампилов закончил в 1967 году, однако смог опубликовать её только через три года. Многогранная и разноплановая, она ознаменовала новый этап в творчестве иркутского автора, который, несмотря на свою короткую жизнь, занял видное место среди классиков отечественной драматургии.
В пьесе нашли отражение собственные переживания Вампилова из-за непростого расставания с первой женой, а также социальные конфликты целого поколения советских людей. Они выросли в послевоенное время, а их взрослая жизнь пришлась на эпоху застоя.
Новая постановка не отходит от оригинального текста. Использованные в ней советские мелодии погружают в атмосферу прошлого, а песня «Чёрный кот» выступает своеобразным лейтмотивом истории.
«Шестидесятые — это волшебное время, которое притягивает до сих пор, — пояснил исполнитель роли Кушака Евгений Косырев. — Пьеса достаточно современная. Мы находим очень много общего с тем временем».
Вышедшими из советских трагикомедий выглядят и второстепенные персонажи спектакля. Преувеличенная комичность Кушака, Саяпина и его жены Валерии позволяет создать образы, которые оттеняют цинизм и потерянность протагониста Зилова.
В соответствии со своим замыслом режиссёр значительно расширил линию взаимоотношений главного героя с отцом. В отличие от пьесы, где слышен преимущественно голос Зилова, в спектакле появляются его мать и отец. Образы родителей гармонично вплетены в повествование и придают ему глубины.
«Снова почувствовать жизнь»
Что же касается основной сюжетной линии — она выстроена вокруг разваливающегося брака главного героя: супруга Галина чувствует, что муж всё сильнее от неё отдаляется.
«Зилов — такой человек, который однажды столкнулся с большой любовью, но эта любовь треснула, — объясняет Галимов. — Такой сбой его очень сильно ранит и разрушает изнутри, а надлом с каждым днём всё сильнее разрастается».
Разрешение внутреннего конфликта Зилова, однако, выглядит неоднозначным. Благодаря сменяющим друг друга воспоминаниям зрители узнают, что привело его к внутреннему кризису, но психологическое напряжение так и не находит выхода.
Отдельно стоит упомянуть неожиданное решение повторить одну из ключевых сцен между Зиловым и Галиной в качестве эпилога. Чувствуя, что их семье грозит крах, они пытаются воскресить чувства и вспомнить тот день, когда решили пожениться. Но Зилов не может припомнить, как доказал ей свою любовь, чем ставит точку в их отношениях. Однако режиссёр вновь показывает ту же сцену в конце, где даёт ответ, который ускользает от героя.
Как и в пьесе Вампилова, у спектакля открытый финал. Зрители сами для себя решают, сможет ли Зилов найти точку опоры и измениться или его ждёт безрадостная участь. Неслучайно постановка начинается с того, что все другие персонажи собираются у кровати главного героя и разговаривают так, будто он уже мёртв.
«Зилов не живёт, однако всё время ожидает, когда эта жизнь начнётся. Здесь важно понять философию жизни этого персонажа. Для меня он человек, который пытается снова почувствовать жизнь, убедить себя, что ещё не всё потеряно», — объяснил Аскар Галимов.