Что будет с премией "Золотая маска"

Главные критерии обновленной "Золотой маски" - честность и профессионализм. Так их сформулировала министр культуры РФ Ольга Любимова. Будущее главной театральной премии страны обсудили в Москве на конференции в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Что будет с премией "Золотая маска"
© Российская Газета

После масштабной "перезагрузки" премии и в год ее 30-летия разговор получился не просто острым и своевременным, но еще и принципиально важным с практической точки зрения: его цель - сформулировать поправки к действующему положению о "Золотой маске" до начала заявочной кампании 2024-2025.

Открывая конференцию, Ольга Любимова отметила, что все любители театра в нашей стране "воспитаны под знаком "Золотой маски".

"Нам очень важно, чтобы премия жила и развивалась, и главное - чтобы она была очень честной и профессиональной. Чтобы "Золотая маска" исследовала весь существующий репертуар, чтобы лауреатами становились не только федеральные театры, но и малые и начинающие коллективы тоже понимали - получить "Маску" реально", - подчеркнула министр.

Глава Союза театральных деятелей РФ (СТД), президент "Золотой маски" Владимир Машков обратил внимание, что премия вновь получила поддержку государства и заметил: в переломное время театр несет огромную ответственность. Он напомнил слова выдающегося психолога Льва Выготского о том, что искусство - способ уравновешивания человека с миром в самые критические моменты жизни.

"Главная идея этой конференции - диалог. Нам вместе нужно понять, как премии жить дальше. Например, в прошедшем сезоне у нас была необычная практика - жюри отсматривали спектакли номинантов не в Москве, а ездили по регионам. Надеюсь, мы в ближайшее время это исправим", - отметил Владимир Машков.

Он рассказал, что за годы существования "Золотой маски" ее положения редактировались девять раз. Причем часто предложения бывают взаимоисключающими. Так, каждый раз мнения членов рабочей группы делились поровну, когда речь заходила о том, оставить или убрать номинацию "Эксперимент".

"То же самое происходило, когда речь шла об объединении нескольких номинаций в одну. И каждый раз предложение сократить количество номинаций приводило наоборот к их увеличению. Немало было предложений и о том, чтобы закрыть "Золотую маску" вообще, потому что она многих раздражает, включая тех, кто ее получает - и такое бывает. Мы все-таки решили ее сохранить, но сделав честной, объективной и открытой. "Маска" - отражает жизнь нашего театрального общества", - уверен Владимир Машков.

Начальник Управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков особо подчеркнул, что необходимо вернуться к показам спектаклей номинантов в Москве. По его словам, спектакли, отмеченные премией, - это своеобразный "золотой стандарт" театра: "Маска" должна показывать лучшие образцы театрального искусства. Члены экспертного совета мне рассказывали, что нередко выходили после просмотренного спектакля просто в шоковом состоянии - как это можно поставить, да еще и номинировать на премию? Раньше, не открою секрет, считалось - чем ужаснее, тем больше шансов получить "Маску". Такого быть не должно, и сейчас, мне кажется, происходит то, о чем с самого начала говорил Владимир Машков - премия возвращает доверие государства".

Напомним, в этом сезоне после смены руководства новый экспертный совет премии отсматривал номинантов, отобранных еще прежней командой "Маски" - чтобы не останавливать ее движение в юбилейный год.

Вице-президент премии и фестиваля "Золотая маска" Кирилл Крок рассказал, что сразу после проведенной премии в СТД начали собирать предложения о ее дальнейшей жизни. Всего было подано свыше 50 предложений.

"Когда мы собрали все пожелания, то вывели несколько главных моментов. Неправильно, что при таком количестве театров - в России их больше 700 - дается только одна "Маска" за лучший спектакль. Неправильно и то, что существует огромное количество частных номинаций. Кроме того, хочется сделать так, чтобы "Маска" вернулась в театр - сейчас ее нередко забирает приезжий режиссер, а весь остальной коллектив остается ни с чем. Очень важно, чтобы премия объединяла, а не ссорила театры и соответствовала нашему огромному, уникальному театральному полю. Такого разнообразия ведь нет ни в одной стране мира", - уверен Кирилл Крок.

По его мнению, экспертизу сезона и отбор номинантов должен производить экспертный совет, который состоит из представителей всех театральных профессий, "а не группки людей, которые указывают режиссеру условия существования в творчестве".

"Если уж мы выдвигаем спектакль на премию - и говорим, это лучший спектакль сезона, он должен соответствовать очень высоким идеалам, а не втаптывать человека в депрессивные состояния", - отметил Крок.

На конференции члены жюри и экспертных советов премии обсудили поступившие предложения, а их итоги станут известны уже в ноябре, когда пройдет следующее заседание секретариата СТД. На нем и планируется принять новое 10-е положение о премии и фестивале "Золотая маска".

Справка "РГ"

Российская Национальная театральная Премия "Золотая маска" учреждена СТД РФ в 1993 году как профессиональная награда за лучшие спектакли театров России, созданные во всех видах театрального искусства: драма, опера, балет, оперетта и мюзикл, современный танец, театр кукол.

Проведение фестиваля и присуждение премии осуществляется на конкурсной основе один раз в год по итогам прошедшего театрального сезона.

В жюри Премии "Золотая Маска" работают известные актеры, режиссеры, дирижеры, хореографы, театральные художники. В этом году премия была 30-й и юбилейной, а ее президентом стал Владимир Машков, избранный в декабре 2023 года главой СТД РФ.