С лекций на производство: что дает экономике Среднего Урала «Профессионалитет»
Союз колледжей и предприятий «Убежден, что любую экономику двигает образование. В Свердловской области действует несколько тысяч заводов, и все они нуждаются в высококвалифицированных кадрах, чтобы выпускать востребованную продукцию. Успех в кадровом обеспечении экономики Урала заключается в усилении взаимодействия между образовательными организациями и предприятиями. На это нацелен федеральный проект «Профессионалитет», – сказал Евгений Куйвашев. В настоящее время в рамках программы «Профессионалитет» на территории Среднего Урала присоединились 65 учебных заведений среднего профессионального образования и 136 предприятий из реального сектора экономики. Как сообщил губернатор, в регионе уже функционируют 12 кластеров по таким направлениям, как, например, металлургия, машиностроение, строительство, педагогика, туризм, сфера услуг, а также Центр опережающей профессиональной подготовки по направлению «Социальная сфера». Общее количество участников проекта, обучающихся по более чем 160 программам всех кластеров, составляет почти 10 тысяч человек. «Главная задача – в том, чтобы навыки молодых специалистов максимально соответствовали потребностям рынка и запросам работодателей. В 2023 году по программам проекта обучалось свыше 7 тысяч студентов техникумов и колледжей, сейчас их уже около 10 тысяч», – заявил Евгений Куйвашев. Однако на этом власти Свердловской области останавливаться не намерены и в ближайшее время откроют еще 4 кластера – «Правоохранительная сфера и управление», «Автоматика и машиностроение», «Машиностроение» и «Металлургия». Кроме того, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев пояснил, что уже запущена реформа региональной системы управления ссузов (средних специальных учебных заведений): существенно расширены полномочия отраслевых органов власти по подготовке кадров для курируемых сфер деятельности. Свердловская область – пример для страны Расширение участия Свердловской области в проекте «Профессионалитет», который направлен на подготовку высококвалифицированных кадров под запросы конкретных предприятий, стало темой недавней встречи министра просвещения РФ Сергея Кравцова и Евгения Куйвашева с представителями системы среднего профессионального образования. Открытый диалог прошел в сентябре в Первоуральском металлургическом колледже. Федеральный министр отметил вклад Среднего Урала в процесс создания и развития «Профессионалитета». «Хочу поблагодарить руководство Свердловской области за то внимание, которое уделяется развитию системы образования. И, конечно, Первоуральский металлургический колледж стал примером для всей сферы среднего профессионального образования. Здесь начался проект «Профессионалитет», который сегодня активно развивается, формирует новый облик системы СПО (среднего профессионального образования). И таких колледжей с каждым годом в стране становится все больше и больше», – отметил Сергей Кравцов. Именно на базе данного ссуза (среднего специального учебного заведения) более 13 лет действует совместная с областным руководством и частными предприятиями программа по подготовке рабочих для российской промышленности «Будущее белой металлургии», инициированная предпринимателем, идеологом практико-ориентированного образования Андреем Комаровым. Большая часть обучения – около 60 % посвящена непосредственно практике на современных тренажерах в образовательном центре колледжа и на действующем производстве в цехах CyberSteel, Первоуральского новотрубного завода и других металлургических предприятиях. А оставшиеся 40 % слушатели образовательных программ посвящают теории. «Профессионалитет» на практике В первую очередь в подготовленном персонале заинтересованны сами промышленные предприятия Свердловской области, для которых кадровый вопрос стоит особо остро. В текущих условиях оказалось, что взращивать кадры со школьной скамьи – намного перспективнее. Это понимают и образовательные учреждения. Проект реализуется на многих промышленных площадках. Одна из них – ВСМПО-АВИСМА. Заключив соглашение с Верхнесалдинским авиаметаллургическим колледжем, компания получает специалистов для собственных нужд. Однако воспитание новых кадров начинается задолго до колледжа – еще со школьной скамьи. Так, в 2021 году в Верхней Салде запустили профессионально-индустриальный кластер (ПИК) «Перспектива» для учеников 7–11 классов. В первый год обучения ученики посещали мастерские колледжа, а в прошлом году благодаря поддержке ВСМПО-АВИСМА они получили отдельное пространство для занятий. В лабораториях студенты колледжа осваивают технологии испытаний, в мастерской по электротехнике они работают на стендах, имитирующих заводское оборудование, а в компьютерных аудиториях они изучают востребованные языки программирования и управление базами данных. Учеников не просто приглашают на производство в летний период, но даже платят им по 20 тысяч рублей. В рамках школьной программы они получают дополнительное образование по выбранному направлению: от механообработки до лабораторных испытаний, от электротехники до программирования, которое затем применяют на практике. «Летом школьники работают на реальном производстве, у каждого есть возможность реализовать полученные во время учебы знания. За каждым школьником закрепляется опытный наставник и они совместно следят за технологическим процессом, изучают приборы, реальное оборудование, а также участвуют в реализации действующих проектов», – рассказала начальник отдела по работе с учебными заведениями ВСМПО-АВИСМА Елена Польникова. Министр образования и молодежной политики области Юрий Биктуганов сообщил, что в 2024 году состоялся первый выпуск в кластере металлургического машиностроения – более 600 специалистов после двухгодичного обучения отправились на работу в крупные предприятия. Мнения студентов Обучающиеся ссузов отмечают, что колледжи стали теснее сотрудничать с промышленными компаниями и заводами. Студент Дмитрий рассказал, что уже проходит практику на кабельном заводе. Работу на предприятии он совмещает с обучением в стенах колледжа. По словам юноши, сначала студенты посещают пары, а затем идут на практику, которая происходит раз в несколько месяцев. Сами же практики длятся по месяцу. На «Профессионалитет» он пошел, чтобы получить образование, подкрепленное реальными практическими задачами на заводе. Там он занимается наладкой компьютерного оборудования, заменой деталей и настройкой программ. Студент другого свердловского колледжа Иван отмечает, что у них практика проходит на местном предприятии. Она начинается в начале учебного года и длится несколько месяцев. На заводе он применяет знания, полученные в образовательном учреждении. А обучается юноша на электромеханика. Студент выполняет функции наладчика, технического специалиста и мастера по ремонту оборудования. В период прохождения практики его деятельность контролируется наставником. При этом завод еще и платит студентам около 40 тысяч рублей в месяц. Свердловская область стоит в авангарде развития образования и подготовки рабочих профессий. Это отметил министр просвещения России Сергей Кравцов после визита в Екатеринбург и Первоуральск. Он пообещал распространить свердловский опыт на всю Россию. Фото предоставлено ДИП