Сумма госзакупок на обращение с бездомными животными в России выросла на 40%
Затраты госбюджета на отлов и содержание безнадзорных животных в России за первые восемь месяцев выросли на 40%, рассказали "РГ" в "Контур.Закупки". Эксперты связывают это с тем, что региональным властям передали полномочия по работе с бездомными животными. При этом, несмотря на признание Конституционным судом их усыпление исключительной мерой, зоозащитники из разных регионов сообщают о таких случаях.
"Госзаказчики, публикующие торги по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в 2021-2023 увеличивали сумму затрат госбюджета на отлов, содержание, чипирование, стерилизацию и эвтаназию безнадзорных животных. За восемь месяцев 2024 года госзаказчики уже разместили тендеров на отлов, содержание бездомных животных на 2,67 млрд рублей. Это на 40% больше, чем за тот же период прошлого года. При этом до конца текущего года госзаказчики запланировали провести еще 193 закупки на 456 млн рублей", - рассказывает эксперт сервиса "Контур.Закупки" Василий Данильчик.
Рост трат на этой направление идет постепенно, в 2021 году регионы опубликовали 2,4 тыс. таких закупок на 2,36 млрд рублей. В 2022 году был рост на 16% - до 2,8 тыс. тендеров, сумма увеличилась на 22% - до 2,88 млрд рублей. По итогам 2023 года рост количества тендеров прекратился, но затраты, наоборот, выросли. Количество торгов по сравнению с предыдущим годом уменьшилось на 14% - до 2,4 тыс. процедур, но сумма завершенных закупок увеличилась на 9% - из госбюджета на них потратили 3,15 млрд рублей.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов связывает такой рост с передачей регионам всех полномочий по обращению с безнадзорными животными.
"Рост расходов связываю с повышением уровня ответственности субъектов Российской Федерации, которые понимают, что теперь все в их руках. И они могут и приюты строить, и отлов вести, и заниматься регистрацией животных, и вести мониторинг популяции численности, и делать льготную стерилизацию животных. Все больше регионов эффективно сегодня этим занимается", - сказал Бурматов.
Он отметил, что регионы поняли, что это их ответственность и перестали перекладывать ее на волонтеров, общественников и зоозащитников. Депутат добавил, что все регионы, у кого были надежды решить вопрос через усыпление, после разъяснения Конституционного суда осознали, что возможны только гуманные методы.
Напомним, ранее Тыва, Удмуртия, Астраханская, Магаданская, Оренбургская и Самарская области, Забайкалье, Чукотка, Бурятия и Якутия приняли региональные законы, разрешающие усыплять животных. В свою очередь, в середине июля Конституционный суд постановил, что умерщвление бездомных животных может осуществляться если конкретное животное напало на человека или проявляет немотивированную агрессивность. Также суд допустил усыпление бездомного животного, если оно является переносчиком опасной болезни, либо болеет ею. Кроме того, разрешено прекратить непереносимые физические страдания нежизнеспособного животного. При этом регионы могут принять особый порядок умерщвления животных в связи "с экстраординарной ситуацией", но он должен быть временным, говорится в разъяснении суда.
Как рассказала "РГ" председатель Комиссии по экологии и устойчивому развитию Общественной палаты РФ Елена Шаройкина, к ним поступают обращения зоозащитников по фактам усыпления животных.
"Наиболее критичными регионами являются Бурятия, Астраханская и Оренбургская области. У наших экспертов есть основания полагать, что такая тенденция будет развиваться, несмотря на то, что это идёт вразрез с требованиями федерального законодательства, и есть четкая позиция Конституционного суда РФ", - говорит она.
Когда закон об усыплении был принял в Бурятии, зоозащитники из разных регионов начали вывозить оттуда собак. Всего вывезено около 1 тыс. животных, 37 из них живут в Приморье. По словам руководителя АНО "Балта" Ольги Довгенко, бурятские собаки хорошо себя чувствуют, поправились и даже уже разбалованы.
"Некоторые еще живут в приюте, не теряем надежды найти им хороших хозяев. Проблема и в Приморском крае стоит остро. Часто в приют попадают животные погибших на СВО, большинство родственников не готовы брать на себя такую ответственность. К сожалению, наш приют пополняется не дикими собаками, которые родились на улице, а выброшенными домашними. Их оставляли в разных местах: в лесу, в поле, на кладбище", - говорит Довгенко.
При этом Приморский край в этом году заключил самый крупный тендер в России - на 55 млн рублей, отмечают в "Контур.Закупки". Согласно условиям закупки, подрядчик будет отлавливать животных без владельца, транспортировать в приют, содержать и оказывать ветеринарную помощь.
Ольга Довгенко отмечает, что частные зарегистрированные приюты государственной помощи не получают, а живут за счет пожертвований.
Несмотря на то, что в Общественной палате с данными об увеличении трат на вылов и содержание бездомных животных не согласны, по их сведениям, бюджет по этому направлению остался практически неизменным по сравнению с 2023 годом. Там ожидают увеличение количества инфраструктуры для бездомных животных.
"Мы видим лишь незначительное увеличение (финансирования - Прим.ред.), что можно объяснить инфляцией. Что касается приютов, то выводы можно делать по размерам бюджетов регионов на кап. вложения, а они примерно на 35% меньше, чем годом ранее. Процесс строительства приютов и пунктов временного содержания был начат в предшествующие годы, в каких-то регионах эти работы уже завершено, где-то приюты ещё достраиваются, но так или иначе объёмы финансирования на это направление снижаются, а необходимая для ответственного обращения с животными инфраструктура постепенно вводится в эксплуатацию", - отмечает Шаройкина.
Саму проблему бездомности животных (в отличие от большинства других социальных проблем) реально решить в перспективе 7-10 лет, считает доверенный эксперт пространства "Точка кипения - Новокузнецк", председатель правления общественного движения помощи бездомным животным "Дай лапу" Александра Нуриева.
"Сейчас ситуация сравнима с переливающейся ванной, в которую на полном напоре льется вода. Для начала нужно "закрыть кран" (сократить радикально число животных, оказывающихся на улице), а уже потом убирать воду (работать с последствиями, то есть существующей популяцией бездомных животных). Чтобы "закрыть кран" нужны три составляющие: обязательная регистрация владельческих и безнадзорных животных, льготная стерилизация и чипирование владельческих животных и просветительская кампания об ответственном отношении к животным", - считает Нуриева.
Эксперт отмечает, что финансирование потребуется на первоначальном этапе - на льготные программы по стерилизации и регистрации. Но в последующем расходы уменьшатся, т.к уменьшится число безнадзорных животных, которых будет необходимо содержать.
"В идеале - прийти к состоянию баланса, когда число животных, оказавшихся в сложной ситуации (смерть владельца, невозможность содержать животное из-за финансовых проблем, жестокое обращение) будет таким, что с ними могут справляться зоозащитные НКО, без привлечения муниципальных или региональных приютов", - добавила она.
Социально-технологическое решение, которое могло бы сработать - это создание питомников, они же контактные зоопарки, где люди, не желающие заводить животных, но желающие с ними общаться, могут общаться с социализированными собаками и кошками, считает ведущий эксперт рабочей группы FoodNet (Фуднет) НТИ Алексей Кук. Но в данном случае стоит вопрос в экономической окупаемости таких решений.