В "Казанском Кремле" показали 44 костюма поволжских народов

Организаторы выставки готовят каталог и выкройки национальных нарядов

В "Казанском Кремле" показали 44 костюма поволжских народов
© Реальное время

В Присутственных местах музея-заповедника "Казанский Кремль" открыли обновленную экспозицию выставки "Казанское Поволжье: образы народной культуры". К существующим 29 воссозданным костюмным комплексам поволжских народов добавили еще 15 национальных нарядов. В планах организаторов — представить и выкройки этих платьев, которые будут доступны всем желающим.

Еще пятнадцать

Первая выставка костюмных комплексов народов Поволжья работала с 30 августа 2023 по 25 марта 2024 года, тогда в проекте приняли участие 45 музеев. Выставку представили раису республики Рустаму Минниханову, после чего проект презентовали в Совете Федерации России и на IV Художественно-промышленной выставке-форуме "Уникальная Россия" на площадке Гостиного двора.

В этот раз к работе над обновлением экспозиции подключились свыше 100 музеев. Специалисты воссоздавали костюмные комплексы, изучив фонды республиканских музеев, и не только региональных и муниципальных, но также сельских, школьных, при домах культуры, а еще частные коллекции. К примеру, в Агрызском районе исследователи сначала посетили местный музей истории культурного наследия (c филиалом в селе Иж-Бобья), а затем музей при Варклед-Бодьинском сельском клубе, изучили собрание семьи Третьяковых из села Кулегаш.

На основе полученных исследований получилось 44 костюмных комплекса — все эти наряды носили русские, татары, башкиры, марийцы, эрзя, мокша, удмурты, чуваши, которые жили на территории современного Татарстана во второй половине XIX — первой половине XX веков. Также экспозицию дополнили музыкальными народными инструментами и предметами быта.

Фишка выставки в том, что многое — одежда, украшения, аксессуары — выполнены вручную на основе сохранившихся музейных экспонатов и частных коллекций.

Проектом занимается Ассамблея и Дом дружбы народов Татарстана, этим можно объяснить, что относительно небольшой зал в первом подъезде Присутственных мест был заполнен до отказа. Причем многие гости и сами пришли в народных костюмах своих предков. Были и другие партнеры выставки — Ресурсный центр внедрения инноваций и сохранения традиций в сфере культуры РТ, два культурных центра — имени Пушкина и имени Емельянова, а также Институт языка, литературы и искусства имени Ибрагимова.

Перед официальным открытием выставки делегацию высоких гостей во главе с зампредседателя Госсовета РТ Маратом Ахметовым по экспозиции провела научный руководитель проекта Елена Гущина, которая начала свою речь с жизнеутверждающего рекорда: создатели экспозиции проехали в своих поисках более 20 000 километров.

Спикер отметила, что народные платья, которые хранятся в частных коллекциях и музеях при сельских ДК, люди продолжали использовать, изменять и "дорабатывать": отсюда монеты СССР и Российской Федерации, медали, жетоны на головных уборах и украшениях, замена обветшавших оборок, атласные ленты и тесьма.

— Была проведена скрупулезная, колоссальная работа, — восхищался вице-спикер Госсовета РТ Марат Ахметов. — Каждый узор, каждая вышивка — это определенные смыслы. Для простого смертного человека — это просто красиво, хорошо, может, мол, сегодня лучше можно сделать, но историческая ценность этих вещей очень высока!

"Мы очень бережно должны к этому относиться, — резюмировал Ахметов, — каждый элемент отражает определенный смысл, характер, образ жизни периода, населенного пункта, национальностей. Через это мы проводим целевую работу по единению нашего многонационального народа".

Найти, исследовать, воссоздать

Над каждой народной группой костюмов работала большая команда. К примеру, в реконструкции татарских костюмов принимали участие и казанские бренды Мillihasite, "Сахтиан", а также, к примеру, удмуртский центр ремесел и туризма "Артэль".

Одним из консультантов проекта выступил Павел Александров, специалист по жанрам творчества Культурного центра имени Емельянова (также известный как музыкант Shoner Paul). На первом этапе он курировал блок воссоздания одежды финно-угорских народов республики, а на втором — занимался удмуртскими комплексами.

— К примеру, мужской мордовский костюм получился собирательным, потому что он уже был утерян, — отмечает Александров, особенно выделяя работу собирателя традиционной одежды мордвы из Саранска, искусствоведа Татьяны Прокиной, которая с дочерью воссоздала головной убор тетюшской мокши (чичера).

Найденные в музейных собраниях мужские костюмы — большая редкость. Поэтому Александров отметил значимость воссоздания такого у шошминских удмуртов, при работе над которым он сам обнаружил, что тамбурный шов распространен не только у татар, но и у местных удмуртов. Из новинок выставки — праздничный женский костюм бавлинской группы южных удмуртов, с павловопосадским платком на голове. Подобных пересечений культур на выставке можно увидеть не мало.

К примеру, во второй половине XIX века и до революции была популярна пестрядь, домотканый цветной холст с рисунком в полоску или клетку из остатков пряжи различного рода (шерсть, лен, хлопок) и цвета.

— Потому что это ярко, красиво, празднично, это модно. Костюм — это язык который рассказывает о человеке, о времени, в котором он живет. Очень важно, что сейчас мы разными способами показываем, как этот костюм можно воспроизводить, — резюмировала Гущина.

Александров гордится тем, что удалось восстановить головной убор такыя с накосником, который носили удмурты в Балтасинском районе — сейчас он уже утрачен. Специалисты изучили крой, вид головного убора, поняли, как он крепился, теперь всю эту "систему" можно увидеть на выставке.

Большим вызовом для специалистов стали ткани: что-то делалось вручную, что-то искали в залежах советских лет, что-то закупалось. Но принципиально, конечно, не использовали синтетику.

Ждем выкроек

— Сейчас готовится обновленный каталог, — говорит один из научных консультантов Дина Гатина-Шафикова, указывая, что в каждом костюме приходилось идти на определенные допущения. — Сейчас XXI век, нет тех технологических возможностей, что были раньше. К примеру, делая татарские костюмы, мы закупали ткани не только в Татарстане, но и в Узбекистане, в Европе. При этом нужно было понимать соответствует ли это эпохе. Вроде узор тот же, а время уже — середина прошлого века. А татарские украшения у нас делали башкиры, причем очень хорошо, полные реплики, исходя из музейных экспонатов.

Организаторы выставки указали, что на основе материалов можно создать "научно обоснованные и исторически корректные костюмы" для творческих этнокультурных ансамблей. Эти работы также могут вдохновить современных дизайнеров.

realnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметовrealnoevremya.ru/Руслан Ишмухаметов