Китайская живопись в стиле Abibas

Серия мероприятий "Диалог между цивилизациями стран БРИКС" завершилась выставкой "Великая серия китайской живописи сквозь века"

Китайская живопись в стиле Abibas
© Реальное время

Вчера, 24 сентября, в Императорском зале КФУ собрались представители стран БРИКС из России, Китая, Бразилии, Индии и Южной Африки. Они представили доклады о гуманитарном, общественном и культурном обмене между странами. После официальной части делегациям провели экскурсии по двум выставкам, расположенным в Мраморном зале второго корпуса КФУ. Одна из них должна была продемонстрировать, как Китай сохраняет культурное наследие. Но произошла подмена понятий.

Оды Китаю

Вообще, во всех вчерашних мероприятиях названия не соответствовали содержанию. К примеру, официальная часть — это "Диалог между цивилизациями стран БРИКС". Можно подумать, что участники рассказывали о выстраивании взаимоотношений или уже о налаженных связях между разными странами. По факту же все докладчики говорили только о связях с Китаем. Россию представляло сразу несколько человек.

Проректор по научной работе КФУ Дмитрий Таюрский отметил количество иностранных студентов в университете, назвав их родные страны. Это, пожалуй, было единственное упоминание не только Китая, но и других стран БРИКС. Основной акцент в своем выступлении представители России сделали на спортивном обмене. Здесь хедлайнером стал Олимпийский чемпион по фигурному катанию Денис Петров. Его история ярче всех описывает тесные связи России и Китая. Еще в конце 1980-х на соревнованиях он познакомился с юной китайской фигуристкой, которая через десять лет стала его женой. После чего Петров уехал в Китай, где развивает спорт вместе с супругой.

Руководитель аппарата вице-президента Бразилии Талита Бернардо рассказывала, как Китай помог Рио-де-Жанейро с поставками медицинских масок во время пандемии коронавируса. Директор Центра изучения Китая и Юго-Восточной Азии Университета Джавахарлала Неру Б.Р. Дипак из Индии вообще вспомнил историю столетней давности, когда один индийский общественный деятель приехал в Китай, наладил там связи, а потом перевел несколько литературных произведений на хинди.

В завершение выступил основатель и директор SELE Encounters Центра стратегий и анализа коммуникаций между цивилизациями в Претории (ЮАР) Пол Тембе. Он рассказал трогательную историю о том, как гонконгская рок-группа Beyond вдохновилась деятельностью Нельсона Манделы и написала о нем песню, в которой воспевала стремление к свободе и равенству.

Возможно, такой перекос связан с тем, что организатором непосредственно этого мероприятия было Информационное бюро Госсовета КНР, Генеральное консульство КНР в Казани и правительство Республики Татарстан как принимающая сторона.

Китайская подделка

Когда официальная часть закончилась, делегации стран БРИКС переместились во второй корпус КФУ. Там на первом этаже в Мраморном зале китайская сторона представила две выставки. Первая — это коллекция фотографий, которые отражают жизнь в странах БРИКС. У каждой фотографии есть своя смысловая нагрузка. К примеру, фото автогонщицы из Саудовской Аравии. Именно после ее достижений в спорте женщины в стране получили право водить автомобиль. А также были представлены фотографии, которые отражают проблемы (например, экологические) и культурные традиции (праздник красок в Индии или Масленица в России).

После фотовыставки "Страны БРИКС в объективе" началась экспозиция "Великая серия китайской живописи сквозь века". И это одно сплошное недоразумение. Основной стенд представляет собой китайский пейзаж и реку. Это оказалась Волга, слившаяся удивительным образом с Китаем. Допустим, у всех разное представление о креативе.

Перед тем как представить публике образцы китайской живописи, куратор выставки рассказывал о достижениях Китая в области сохранения культурного и исторического наследия. Он сказал, что с помощью современных технологий они собрали и систематизировали почти 12,5 тыс. произведений искусства из 263 культурных и музейных учреждений по всему миру. Затем все это было оцифровано и структурировано в 60 томов и 226 свертков. Наиболее значимые образцы живописи, по словам куратора выставки, как раз представлены в Казани.

А что же представлено? А ничего. Просто распечатанные оцифрованные произведения, помещенные в рамку и выставленные на обозрение. Это не оригиналы. Вроде бы это даже логично. Везти оригиналы произведений, которым несколько тысяч лет, иногда просто не представляется возможным. Плюс ко всему потребуется усиленная охрана и специальные условия размещения. А это сложно сделать в холле университета.

В таких случаях обычно выставляют копии. Очень хорошие копии, которые позволяют оценить произведение искусства и его особенности. К примеру, в Национальном музее Татарстана можно увидеть "Моабитские тетради" Мусы Джалиля. Это копии. Оригиналы выносят на публику на один день раз в год. Такое практикуют во многих музея с целью как раз сохранения исторического наследия. Еще иногда выставляют репродукции в общественных пространствах для того, чтобы познакомить с искусством как можно большее количество людей. Такими общественными пространствами могут быть парки или те же университеты, как в случае с китайской живописью. Но есть нюанс.

Посетителей подобных выставок всегда предупреждают, что перед ними репродукции, а не оригинальные произведения искусства. В Казань привезли вовсе не китайскую живопись, а репродукцию картин китайских живописцев. Только упоминания об этом нигде нет. А куратор выставки, рассказывая об экспонатах, называл их произведениями искусства. И до какого-то момента подлога не было заметно. Пока он не подошел к рулону клеенчатой бумаги, на которой распечатан принт древнего свитка. Этот рулон дачной скатерки не был никак защищен (а зачем? Можно еще напечатать). Куратор рассказывал о том, что изображено на свертке, периодически трогая его пальцами. А подойдя ближе, любой видит, что это даже не копия, а просто принт.

Кстати, куратор выставки очень долго рассказывал об одном экспонате и его ценности. Говорил, что возили картину на выставку в США, где произведение произвело фурор. Жаль, так и не объяснил, что фурор произвел оригинал.

Все это выглядело как бутафория и напомнило уличные рынки, забитые недорогой одеждой из Китая, где под видом кроссовок Adidas люди покупали Abibas. Печально, что многие посетители выставки были уверены, что перед ними даже не копии, а оригиналы. Об этом они сами рассказали "Реальному времени". А потом мы уточнили эту информацию у представителя китайской делегации. Он удивленно посмотрел и сказал: "Конечно, нет. Оригиналы в китайских музеях и галереях".

Вообще, у китайцев своеобразное понимание сохранения исторического наследия. К примеру, исторический центр Шанхая — это не совсем тот исторический центр, который мы себе представляем. Они просто все снесли и построили такие же здания из новых материалов. Скопировали только фасады, а внутренняя часть зданий спроектирована уже по современным требованиям. То же самое и с Великой Китайской стеной. Та часть, что облагорожена и доступна для туристов, — новодел. Старые развалины стены разобрали и построили все новое из новых материалов. То есть исторической ценности в этом фрагменте Китайской стены ноль. Это просто туристический аттракцион. Но китайцы называют это сохранением исторического наследия.

Среди фейковых произведений искусства на выставке в Казанском университете все-таки нашлось место подлинному. В небольшом закутке можно было сделать оттиск с текстом, написанным иероглифами. Посетителям на выбор предоставили стихотворение древнекитайского поэта с описанием осеннего пейзажа и цитату Си Цзиньпина.

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты "Реальное время", автор телеграм-канала "Булочки с маком" и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке "Макулатура".