Войти в почту

Завершилась реставрация грандиозного полотна Брюллова "Последний день Помпеи"

Первая за 200 лет комплексная научная реставрация картины Карла Брюллова "Последний день Помпеи"официально завершена. Замысел автора без всяких искажений - записей, тонировок, лишних слоев лака - первыми увидят посетители грандиозной выставки "Великий Карл", которую Русский музей готовит к 225-летию со дня рождения художника.

Завершилась реставрация грандиозного полотна Брюллова "Последний день Помпеи"
© Российская Газета

Процесс реставрации занял более полугода. В конце 2023 года состояние картины и ее исторической деревянной рамы специалисты оценили с помощью технико-технологических и химико-биологических исследований. Результаты были не слишком утешительны. Как известно, творение Брюллова с самого начала много путешествовало, поскольку написано было в Италии, демонстрировалось в нескольких итальянских городах, затем было привезено морем в Россию. Постоянное место в экспозиции Русского музея произведение заняло далеко не сразу. Катину выставляли в разных местах, но неизменно с большим успехом.

И был последний день Помпеи/ Для русской кисти первый день! - с восторгом писал Баратынский.

Научной школы реставрации в XIX столетии еще фактически не существовало, и небольшие утраты красочного слоя просто замазывали примерно подходящим цветом. Кроме того, картину несколько раз покрывали лаком, который со временем теряет прозрачность, поэтому яркие цвета Брюллова современный зритель уже видел будто сквозь желтый фильтр.

- Реставраторы удалили старые записи и тонировки, подвели реставрационный грунт в места старых заделанных прорывов и мелких утрат, выполнили регенерацию лака, покрыли лицевую сторону слоем нового лака, провели тонировку утрат и потертостей, покрыли финальным слоем лака лицевую поверхность, - рассказали в музее.

Реставрация картины в зале №86 Русского музея. Фото: Пресс-служба Русского музея

Происходило это все, кстати, на глазах у зрителей. Зал №86 корпуса Бенуа временно превратили в реставрационную мастерскую, и посетители Русского музея через стеклянную перегородку своими глазами могли наблюдать за кропотливой и тщательной работой реставраторов.

Выставка "Великий Карл" откроется в Михайловском дворце 18 октября и продлится в Петербурге полгода. На ней будет представлено более 160 крупных живописных работ как из государственных, так и из частных коллекций. Как отметила генеральный директор Русского музея Алла Манилова, "это работы первого ряда, потому что надо помнить о том, что Брюллов был очень плодовит, кроме того, что он гений".

Впервые на этой выставке российские зрители увидят работу Брюллова "Христов во гробе", выполненную в редкой технике живописи транспарент, которая требует подсветки сзади. Картина была написана по заказу генерал-губернатора Финляндии графа Александра Адлерберга, который забрал ее на свою родину в Германию. В начале 2000-х годов ее привез в Россию новый собственник коллекционер Александр Певзнер, якобы для реставрации - и вскоре стал фигурантом дела о контрабанде культурных ценностей. Картину конфисковали как вещественное доказательство - правомочность этого решения подтвердил даже Конституционный суд РФ.

- Мы намеренно не реставрировали "Христос во гробе". Там есть реставрационные перспективы, но мы специально хотим показать людям полотно в первозданном виде, - рассказала Алла Манилова. - Потом, скорее всего, отправим его на реставрацию.

После Русского музея выставка будет представлена в Третьяковской галерее.