Свердловская музкомедия привезла в Москву Гоголя, Лермонтова и Боккаччо

На фестиваль "Видеть музыку" российские театры везут спектакли по своему выбору: самые свежие премьеры, зрительские хиты и удавшиеся эксперименты. Свердловская музкомедия, имеющая репутацию лидера жанра, в этот раз приехала с мини-гастролями, показав на Новой сцене Большого театра сразу три постановки. В них запечатлелся образ театра, год назад перешагнувшего порог 90-летия и сегодня находящегося в стадии смены творческих эпох.

Свердловская музкомедия привезла в Москву Гоголя, Лермонтова и Боккаччо
© Российская Газета

Привезенные спектакли "Маскарад", "Мертвые души" и "Влюбленный Боккаччо" - это работы трех постановщиков, знаковых для сегодняшней афиши Свердловской музкомедии.

Прежде всего, конечно, спектакли Кирилла Стрежнева. Выдающийся российский режиссер, не так давно ушедший из жизни, а до этого три с лишним десятка лет - бессменный лидер екатеринбургской труппы. Именно его режиссура определяла уникальность Свердловской музкомедии, им был задан алгоритм появления на свет новых названий, когда все, от зарождения идеи до воплощения партитуры на сценических подмостках, происходило в недрах театра.

Дух жизнелюбия витает в постановке, объединившей несколько времен и эпох

Так, в 2009-м появились "Мертвые души" Александра Пантыкина со стихами Константина Рубинского, в которых Гоголь представал живым современником, чьи жесткие диагнозы и прозорливые вопросы актуальны на все времена. "Мертвые души" оказались спектаклем-триумфатором Национальной театральной премии, собрав целый букет "Золотых масок" в частных номинациях.

На показ в Большой театр некоторые москвичи пришли специально, чтобы еще раз испытать ощущения изумления и радости, а спектакль за эти годы не потускнел, не развалился.

Другое режиссерское имя - Нина Чусова, немало сделавшая для имиджа екатеринбургского театра-первооткрывателя. Ее союз с композитором Сергеем Дрезниным дал рождение репертуарному блокбастеру - мюзиклу "Екатерина Великая", а также и другим работам. После ухода Стрежнева она согласилась целый сезон, причем сезон юбилейный, руководить не чуждым ей театром. И ее последнюю в этом театре крупную работу - "Человек, который смеется" - в Москву еще привезут.

В этот раз был "Маскарад" - с симфонического размаха музыкой петербургского композитора Игоря Рогалева и весьма вольным либретто Юрия Димитрина. От лермонтовской пьесы там остались только герои и основные перипетии, а вот дух, время, смыслы - все иное. Действие перенесено в 1914 год, и тут уже любовная драма со смертельным исходом, история изощренной мести, а также петербургские шик, нуар и декаданс - все сметается войной и суровыми реалиями.

Наконец, оперетта "Влюбленный Боккаччо" с музыкой Зуппе - пожалуй, самая удачная работа нынешнего главного режиссера театра Филиппа Разенкова. Весь спектакль с точно воссозданной атмосферой итальянского Возрождения (художник Эрнст Гейдебрехт) строится вокруг словесного поединка главного героя Джованни Бокаччо, не желающего быть персонажем легкомысленной оперетты, и вдруг "ожившего" автора музыки господина Зуппе, который сначала подает реплики из первого ряда партера, а потом все-таки устремляется на сцену.

Дух жизнелюбия витает в постановке, объединившей несколько времен и эпох: сюжет XIV века, музыку XIX, актуальные коннотации XXI.

В течение трех вечеров постепенно нарисовался и групповой портрет труппы. И тут главное, что бросается в глаза, - актерский универсализм солистов екатеринбургского театра, отсутствие каких-либо жестких амплуа: сегодня ты романтический герой-любовник, завтра - эксцентричный фрик, послезавтра работаешь в ансамбле. Они так воспитаны, начиная со старейшины труппы, верного соратника Стрежнева Владимира Смолина, который в эти дни был и уморительной Коробочкой в "Мертвых душах", и самовлюбленным "королем венской музыки" Францем Зуппе в "Боккаччо". Не уступало ему и следующее поколение: Владимир Фомин, выходивший в разноплановых ролях во всех трех спектаклях, Александр Копылов, Светлана Кочанова, Павел Дралов, Светлана Кадочникова... Жаль, но всех не назвать.

Как екатеринбуржцев принимала столичная публика, три вечера подряд заполнявшая зал Новой сцены Большого? Скажем честно, у себя дома артисты привыкли к более горячей атмосфере, иногда вежливого одобрения в аплодисментах было больше, чем искреннего соучастия. Но лед растопить все-таки удалось.

Учитывая то, что гастроли в Москву для любого регионального театра - это всегда своего рода экзамен, можно сказать, он был сдан с высокой оценкой. В трех работах Свердловская музкомедия демонстрировала свои главные художественные и репертуарные принципы. Сохранять когда-то присвоенное реноме театра-лаборатории по созданию новых сочинений. Формировать стилевые черты отечественного мюзикла, который отнюдь не всегда только развлечение.

И конечно, давать новый шанс классической оперетте.