22 млрд рублей нужно для замены лифтов в России. Такую сумму назвала зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. Привлечь ее нужно в ближайшие три года из федерального бюджета. Уже в следующем году у более чем 75 тысяч лифтов в стране истекает срок службы. Откуда привлечь деньги на их обновление и почему их не хватает сейчас?
По разным подсчетам, чтобы обновить все устаревшие лифты в стране, нужно больше 200 млрд рублей. Теперь в Госдуме предлагают достать из федерального бюджета 22 млрд из них. Остальные деньги могут выделить регионы, а еще рассрочка или факторинг от производителя или установщика. И хоть 22 млрд за три года в рамках федерального бюджета не слишком много, Светлана Разворотнева сомневается, что их удастся найти. А если этого не сделать в ближайшее время — платить придется куда больше. Продолжит первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров:
Алексей Захаров первый вице-президент Национального лифтового союза «Здесь важно, чтобы поддержка была и регионального бюджета, и поддержка также была жителей, которые бы согласились увеличить взнос на капитальный ремонт до хотя бы минимально требуемых значений. Если я не ошибаюсь, такие значения назывались около 14 рублей с квадратного метра. То есть ниже этой планки модель математически не работает по котловой замене. Эта сумма реальна, потому что называлась цифра общая, по оценкам, более 200 млрд необходимо для замены лифтов, но в данный момент ведется уточнение цифр, и, к счастью, есть предварительные уже данные о том, что уточненное количество лифтов стало меньше, чем то, которыми оперировали мы еще, скажем, полгода назад».
Как писали «Ведомости» в марте, всего в стране 78,5 тысячи лифтов, которые отработали больше 25 лет. Уже в следующем году по регламенту их должны остановить. В мае поднимался вопрос о том, чтобы продлить этот срок еще на пять лет. Документ пока не приняли, но в отрасли ждут, что это в любом случае произойдет. Срок в 25 лет не означает, что после этого лифт обязательно сломается, отмечают наши собеседники. Он вполне может быть все еще пригодным, все зависит от технического состояния и того, как часто проводился ремонт.
Менять их должны из денег на капремонт, но их не хватает. И лифты подорожали за последние три года, и взносы от жильцов оказались слишком маленькими. Причем в производстве вопроса не встанет — заводы загружены не на полную мощность, и даже от импортных комплектующих уже почти удалось отказаться. Большая часть лифтов на замену — это техника в домах, где деньги на капремонт идут на спецсчета. Оплатить их замену можно с помощью факторинга или рассрочки, говорит гендиректор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов:
Петр Харламов гендиректор ассоциации «Российское лифтовое объединение» «Порядка 34 тысяч лифтов находятся на спецсчетах, и они, к сожалению, не учтены в программах капитального ремонта многоквартирных домов. То есть на них не предусмотрено финансирование. С ними самая сложная проблема. Мы со своей стороны уже давно разработали механизм ускоренной замены лифтов с рассрочкой платежа. Ну, например, или монтажная организация, или сервисная организация, которая участвует в программе, является подрядчиком, могла бы взять на себя рассрочку оказанных работ, то есть демонтаж старого лифта и монтаж нового лифта».
В России появились и облигации, средства от которых направят на замену лифтов в домах со спецсчетами. Первого эмитента зарегистрировал Центробанк в августе. Привлечь в рамках эмиссии планируют около 300 млн рублей, этого хватит, чтобы поменять примерно 100 лифтов, а с поддержкой государства и все 200. Ранее размещать свободные средства в таких облигациях собственникам со спецсчетами предложил Минстрой.