«Песнь любви. Песнь скорби» - театр Шалом. Режиссер Полина Кардымон. Драматург Егор Зайцев на основе Ветхозаветных текстов.
Этот спектакль – был бы однозначным суперхитом, если б он вышел лет так 50 назад, когда вся страна в едином порыве занималась поиском вечного. Когда в музей народов Востока стояли длиннущие очереди, когда возле кинотеатра «Космос» из под полы продавали библии, а знакомство с суфием или с гуру ценилось больше чем знакомство с директором гастронома. В нем есть все необходимое, чтобы физики лирики эпохи «До Кашпировского» воспринимали бы его как супероткровение, ломились бы на него, платили бы любые деньги. А как еще? Древнееврейская библейская мудрость рассказанная уверенным голосом великолепного артиста Григория Кагановича, огромное количество красивых символов, пластический театр, замечательная музыка в стиле Эдуарда Артемьева. И возможность подумать о вечном. Сейчас же спектакль воспринимается по другому. Я бы назвал его «амбиентным». Есть такой жанр музыки, в котором вроде и мелодии никакой нет, да и смысла особого тоже, но, именно эта музыка помогает думать. Именно такой спектакль и получился. Я, если честно, не большой знаток ветхозаветных текстов, поэтому минуте к двадцатой у меня случился перебор по количеству мудрости, которые до меня пытались донести. У мозга сработала защитная реакция – и он просто перестал воспринимать последующие фразы. Мне было абсолютно все равно, что говорят (Тем более что драматургия построена так, что после первого короткого монолога, дальнейший набор текста не имеет никакого значения. Можно убрать эти мудрости, вместо них вписать другие – смысл абсолютно не изменится и это не дай Бог не упрек драматургу. Жанр такой. Этот спектакль не про текстовой смысл, а именно про атмосферу. А действие действительно увлекало, завораживало. Если отвлечься от всяких умных определений, то выглядело все довольно просто. Актер исполняющий «Первого» сидел на сцене и читал по бумажке сценарий (притом со всеми ремарками). Читал очень красиво, с определенной долей юмора, фактически выполнял роль шамана, или проводника между мирами. И это действительно мастерски исполненная роль. А остальные актеры (одетые как нищие) исполняли на сцене оформленной в виде креста пластическо-музыкальную композицию. Периодически и им давали текст, и тогда актеры превращались в некое подобие античного хора. Было это красиво? Да! Было это символично? Разумеется. Просто символ на символе. В каждой мизансцене куча символов. Вероятно спектакль сделан для двух типов зрителя. Первые – продвинутые (к коим я себя не отношу). Они наверное по настоящему поняли каждую фразу, каждый символ, каждое движение. Вторые – не продвинутые вовсе. Для нас спектакль воспринимался как некий фон, который заставлял думать. Притом не обязательно о ветхозаветной мудрости, да и какая разница. Если спектакль стимулирует работу серого вещества, позволяет отрешиться от суетливой реальности к вечному – это уже хорошо. Спектакль сложный, и явно не для всех. (И уж точно не для таких как я). Но я совершенно не жалею что на него попал. Я лично бы порекомендовал пойти на этот спектакль прежде всего тем, кто планирует визит к психологу. На мой взгляд, посмотреть работу Полины Кардымон гораздо интересней и правильней. И возможно этот просмотр поможет решить Вам куда большее количество проблем, чем самый квалифицированный специалист. В общем, 50 лет назад это был бы суперхит. И, наверное, хорошо что он не был поставлен тогда. На волне религиозной моды – тогдашний зритель воспринял бы скорее внешнюю оболочку действия. Сейчас, когда мода на религию давно прошла, на спектакль придут именно те, для кого он и предназначался. Для людей которым действительно нужно слово. Для людей ищущих, и для людей, которые еще не понимают, что им надо что-то искать. Это слово спектакль даст, как на уровне текста, так и на уровне общего восприятия. Можно перефразировать классический бардовский текст Александра Городницкого: «Когда на сердце тяжесть и холодно в груди в театр Шалом на спектакль Полины Кардымон приди». В любом случае, театр Шалом начал сезон очень мощно. Впереди нас ждут другие, не менее интересные постановки (18-го числа эскиз спектакля «Голиаф», 28-го – премьера мистического триллера «Боже мой» по пьесе израильского драматурга Тельмы Эллин в постановке замечательного режиссера Олега Липовецкого). В общем, где я проведу эти два вечера – уже знаю. И Вам советую.