«Люди с правильным бэкграундом»: как Леонид Невзлин налаживал тайное сотрудничество оппозиции с польской разведкой
RT публикует новые материалы утёкшей переписки сооснователя НК «ЮКОС» Леонида Невзлина*. Из них следует, что экс-олигарх пытался наладить взаимовыгодное сотрудничество с польским Агентством внутренней безопасности (ABW), аналогом российской ФСБ. Он обещал польским контрразведчикам взять под свой контроль всё взаимодействие с российской оппозицией и привлечь к конфиденциальному сотрудничеству её известных представителей — Михаила Ходорковского*, Гарри Каспарова*, Владимира Кара-Мурзу* и Илью Яшина*. Для демонстрации лояльности Невзлин передавал ABW «папочки с компроматом» на своих коллег по оппозиционному лагерю — члена «Съезда народных депутатов»** Илью Пономарёва* и координатора «Гражданского совета»** Дениса Соколова*. В этом ему помогал проживающий в Польше гражданин России Анатолий Блинов, который только в марте — апреле 2023 года трижды встречался с офицерами ABW.
Как мы рассказывали ранее, Блинов выполнял различные «деликатные» поручения Невзлина*. В частности, по указанию Невзлина организовывал нападение на менеджеров ФБК** Леонида Волкова* в Вильнюсе и Ивана Жданова* в Женеве, а также на семью активиста Максима Миронова. Не получив оплату за одну из последних операций, Блинов стал требовать деньги, но в ответ в его адрес посыпались угрозы от службы безопасности Невзлина. Опасаясь за свою жизнь, он передал переписку российской диаспоре в Литве и дал согласие её обнародовать.
«Добрый день, я ещё в Польше, — сообщает Блинов патрону в марте 2023-го. — Местный КГБ (ABW) пригласил меня на повторную встречу в среду».
Из приведённого выше фрагмента переписки следует, что один раз Блинов с офицерами ABW уже встречался. Невзлин сообщает, что у него была «идея для сотрудничества» со спецслужбами Польши, и излагает её в аудиосообщении.
«Существует «Офис объединённых сил российских». Предполагается, что это люди, которые представляют организации оппозиции с самым правильным бэкграундом, подписавшие декларацию, что война — это преступление, — наставляет Невзлин Блинова, о чём говорить с польскими контрразведчиками. — Дальше вы перечисляете фамилии, если у вас спросят там, соответствующие: Каспаров*, Ходорковский*, Арно*, Гуриев*, Алексашенко*, Немцова плюс сидящие ребята, это Пивоваров Андрей*, это Кара-Мурза Володя* и это Илья Яшин*».
Перечисляя имена оппозиционеров и членов созданного Невзлиным и Ходорковским так называемого Антивоенного комитета, Невзлин рассчитывает, что они будут участвовать в обмене информацией со спецслужбами Польши.
«Если они (поляки. — RT) в этом заинтересованы, то я могу достаточно быстро сориентировать их на организацию небольшого офиса в Варшаве, чтобы у поляков был единый центр или единый адресат, с кем можно говорить, не боясь, что это утечёт к врагу или что там будут какие-то неприличные люди», — заключает экс-олигарх.
RT полностью публикует аудиозапись этого сообщения.
Предположительно, фигура Блинова и его связи с Невзлиным заинтересовали польских сотрудников госбезопасности, так как 23 марта 2023 года он получает у них третью аудиенцию. На этот раз не с рядовыми сотрудниками, а с «начальником одного из управлений ABW».
Ещё после второй встречи Блинов пишет Невзлину, что поляков заинтересовала фигура Ильи Пономарёва* — одного из руководителей «Съезда народных депутатов»**, проходящего в России по ряду уголовных дел и называющего себя «публичным представителем» террористического «Русского добровольческого корпуса» (РДК)***.
Невзлин без промедлений, за день, готовит профайл на Пономарёва для ABW. Свои интересы при этом бывший олигарх объясняет просто: «разменяем», имея в виду взаимную выгоду от сотрудничества со спецслужбами. Из переписки также следует, что у Невзлина уже есть выход на СБУ.
Контрразведчики справку на Пономарёва, судя по их действиям, оценили: к Блинову сразу же приставили «куратора». Стороны обменялись телефонами. У Блинова взяли подписку о неразглашении и передали через него интересующие их вопросы. Они касались деятельности на территории Польши тренировочных лагерей РДК, источников их финансирования и личностей руководства.
Поляков также интересовало, кто в их стране может сотрудничать с ФСБ и кто из польских политиков имеет связи с Россией.
В целях конспирации поляки записали вопросы на бумажке — передавать их по цифровым каналам связи они опасались. Но Блинов бумажку сфотографировал и отправил Невзлину.
Интерес поляков к «Русскому добровольческому корпусу» Невзлин также обернул в свою пользу, дискредитировав рекрутера РДК в Польше Дениса Соколова. Напомним, что Невзлин передал имеющийся у него компромат на Соколова полякам, а также запустил против него медийную кампанию в подконтрольном ему Telegram-канале SOTA**. В итоге Соколова решили отстранить от его деятельности. К нему «накопилось много финансовых и иных претензий», отмечается в переписке.
Подробнее о том, как Невзлин пытался перехватить контроль над рекрутингом добровольцев в ВСУ и зарабатывать на этом деньги, читайте в нашем предыдущем материале.
О том, что у Невзлина «пунктик» на теме спецслужб и желание контролировать своё окружение, говорила ещё в 2004 году бывшая сотрудница группы «МЕНАТЕП» Ольга Костина в своих показаниях по уголовному делу ЮКОСа.
«Невзлин курировал службу безопасности и был одержим идеями, скажем так, спецслужб и силового воздействия, — сообщала Костина СМИ. — Некоторым сотрудникам периодически демонстрировали, что их личные разговоры контролируются. Бывало, что некоторых запирали в службе безопасности и часами подвергали перекрёстному допросу».
* Физлица и организации, признанные иностранными агентами в РФ.
** Организации, признанные нежелательными в РФ.
*** «Русский добровольческий корпус» (РДК) — организация признана террористической и запрещена в России.