В Малом театре состоялась премьера спектакля «Бесприданница»
В Малом театре 13 сентября состоялась премьера спектакля «Бесприданница» по известной пьесе Александра Островского. Спектакль, поставленный приглашенным режиссером Александром Вельмакиным, играется на сцене филиала театра на Большой Ордынке. Зал там, как старинная шкатулка, — миниатюрная копия Большого (жаль, что в партере на премьере зияло немало пустых кресел). А на сцене — минимум мебели и графически вычерченная Волга на заднике. Солнце пробивается сквозь облака и тучи то ярко, то хмуро, то зловеще (художник-постановщик М. Обрезков). Этот свет свыше как бы оттеняет красоту или убожество происходящего.
Именно «Бесприданницей» в сентябре открылся новый сезон в Доме Островского. Пьесе полтора века, но, по мнению, руководства театра, она и сейчас вполне современна. Сюжет ее пересказывать не нужно, он знаком нам с детства. Все страсти развиваются именно вокруг нее, роковой красавицы в малиновом (!) берете (Аксиния Пустыльникова).
Героиня то страдает от неразделенной любви, то объявляет себя дорогой куклой и легко продается. Женская логика? Но современники драматурга, кстати, пьесу приняли в штыки и назвали ее «историей про глупую девицу и пошлого мужчину».
Александр Вельмакин же увидел в этой истории не банальность, а некую тайну, «неграненый алмаз», спор материи (деньги) и духа (чувства). Спектакль вырос из эскиза «Бесприданницы» для творческой лаборатории театра. Тогда его одобрил худсовет во главе с Юрием Соломиным. И Вельмакину дали карт-бланш на сцене филиала.
И известные персонажи предстали другими, нешаблонными. Купец Мокий Парменыч Кнуров (Александр Титоренко) элегантен и благороден как лорд. Буфетчик Гаврило (Сергей Видинеев) — как граф. Несчастный Карандышев (Станислав Сошников) — закомплексованный ботан.
Но элегантную «картину маслом» взорвет комический Робинзон в женской шали (блестящий Алексей Коновалов) — родом, похоже, из Comedy Club. Именно он, оживляя действие, внезапно выходит на первый план, демонстрируя не только шуточки-прибауточки, но и привычное уже унижение «маленького человека». По сути это такой же бесприданник, как и Лариса, не приспособленный к реалиям идеалист, мечтающий о реальном Париже.
Напомним, что Ларису-то как раз берут в Париж. Но мечта у нее другая — о взаимной любви и тихом семейном счастье. Но она разбивается в крах. Героиня, впрочем, не сдается: «Я хочу в лес ходить, грибы собирать, там спокойствие, тишина».
Но Карандышев (органичный Сошников) ее не слышит и не видит. У него на уме один реванш. И Ларисе ясно: «Я для вас кукла, поиграете со мной и бросите...».
Актриса Аксиния Пустыльникова своей героиней как бы предупреждает мужчин быть аккуратней с девушками:
— Для меня очень важно, чтобы мужчины увидели, что не нужно обнадеживать женские сердца, когда ты не уверен.
Наконец, барин Паратов («У меня ничего заветного нет»). Это отнюдь не альфа-самец. Он смахивает, скорее, на менеджера средней руки. Его играют по очереди Александр Волков и Дмитрий Кривошеев. У артистов свои представления о герое.
— Сергей Сергеевич Паратов — человек опытный, поживший, — говорит Дмитрий Кривошеев. — Излишний смех — это его маска. За ней прячется глубоко несчастный человек, так и не нашедший себя в жизни к 33 годам. Он такой же бесприданник, как и она.
Похоже, не только он. По мнению режиссера, приданого нет здесь не только у Ларисы, но и у остальных героев. В смысле духовного багажа.
— Здесь у каждого своя трагедия, каждый делает свой выбор, и не все проходят проверку на прочность, — считает Вельмакин.
История к финалу становится все более условной, о чем собственно и намекает весьма аскетичная сценография. Дамы щеголяют в костюмах эпохи Серебряного века, Лариса Дмитриевна поет романс начала ХХ века. Да и разговаривают они вполне современным языком (даже где-то «киндер-сюрприз» проскочил). Да, это, конечно, это Островский-light, легкая версия известной истории, максимально к нам приближенная, но не безбожно осовремененная. Не искореженная, а искренняя, уважительная, хотя и не новаторская. Но и не в музейной пыли — школьникам именно такая и нужна.