Войти в почту

Впервые российская клиника прошла сертификацию на соответствие канонам "Халяль"

Начну с того, что такое произошло впервые. Во всяком случае, пока сертификат и свидетельство выданы Международным Центром стандартизации и сертификации "Халяль" (МЦСиС "Халяль") клинике АО "Медицина". Выбор неслучайный. И наш рассказ, наш видеоряд - некая иллюстрация неслучайности.

Впервые российская клиника прошла сертификацию на соответствие канонам "Халяль"
© Российская Газета

Сама в этой клинике не лечилась. Но бывала в ней не однажды. И на проводящихся здесь профессиональных встречах, и в новых подразделениях, и для знакомства с современными технологиями, и для бесед со специалистами, с пациентами. Прописанная в центре Москвы, она в 2012 году была признана лучшей клиникой Европы по менеджменту качества. Повезло присутствовать на церемонии в Бельгии, когда клинике вручали приз и сертификат победителя европейского конкурса EFQM Award-2012. Сей титул она достойно держит. Помимо качественного лечения, здесь большое внимание уделено обеспечению комфорта, спокойствия и приватности для всех пациентов. Включая их религиозные и культурные потребности. Одно из доказательств тому - сертификат Халяль.

Для обеспечения лечебного процесса и сервиса, отвечающего требованиям "Халяль", персонал прошел обучающий курс, посвященный знанию исламских религиозных практик, традиций. Под термином "халяльный" понимают все, что разрешено в исламе. В клинике помогают пациентам в соблюдении религиозных обязанностей. Вот и для пациентов-мусульман по возможности будут использоваться только халяльные медикаменты и антисептики, в которых нет запрещенных компонентов. Организован сервис по доставке халяльного питания. Предусмотрена возможность соблюдения поста пациентами во время определенных процедур или обследований.

И - главное - это не только в отношении мусульман. В стационаре клиники комната для молитвы представителей разных конфессий. Ведь внимание к религиозным и культурным потребностям каждого пациента, вне зависимости от вероисповедания, важно для выздоровления. О высоком уровне сервиса можно и не говорить: наш оператор зафиксировал и необыкновенные мраморные полы, и напольные вазы с цветами, и арфу у входа, на которой музицирует арфистка. Когда годы назад впервые это увидела, услышала, невольно подумала: а зачем арфа? Да затем, что музыка создает определенное настроение тем, кто приходит с болью. В клинику же идут не просто так, не для веселья, а потому, что болит, потому, что надо лечиться.

Позволю отступление от темы. Виной тому подошедший к нам создатель и руководитель клиники академик Григорий Ефимович Ройтберг. Клиника же так и называется "Клиника академика Ройтберга". И как не воспользоваться возможностью спросить о важном в службе спасения. Даже если это не по теме нынешнего визита.

Итак, отступление от темы.

Два года назад клиника открыла Центр ядерной медицины в Химках. Не стану о том, что само здание Центра - украшение города. Главное: здесь новейшее оборудование, новейшие технологии с применением искусственного интеллекта.

Наверное, не надо объяснять, что такое ядерная медицина. У кого-то она вызывает ужас. У кого-то она последняя надежда. Центр в Химках - коммерческий. А лечение с помощью ядерной медицины чрезвычайно дорого. Однако проводится оно в основном не за счет личных средств пациента - почти за всех платят регионы. Спрашивала многих пациентов, из разных регионов, с разными диагнозами. Явно не олигархов. И в ответ: "За меня платит регион".

Почему об этом рассказываю? Да потому, что есть правильное отношение регионов к своему населению. А есть, на мой взгляд, неправильное. Это когда регион не платит за своих граждан. То есть лечитесь в подведомственном нам учреждении, коммерческое не для вас. Нельзя делить медицину на частную и государственную. Она или хорошая, или... Перед болезнью все люди равны, и у них должны быть равные права на получение самой эффективной медпомощи. И спасибо тем, кто оплачивает. И пусть услышат те, кто не платит. Это неправильно! Это не лучшим образом характеризует руководителей региона. Человек должен получать эффективную медицинскую помощь независимо от личного достатка, от того, кому принадлежит лечебное учреждение.

А теперь к теме. На пороге "Комнаты для молитвы" беседуем с Григорием Ефимовичем.

Григорий Ройтберг: Позволю небольшой комментарий. В комнате представлены три основные конфессии: христианская, мусульманская, иудейская. Некоторые думают, что помогает Бог, некоторые - что помогает доктор. Я не вступаю в такие дискуссии. Но если представить, что Господь помогает, то он же не приходит сам и не говорит: "Я тебя вылечу". Такое было две тысячи лет назад по христианской религии. А дальше? Дальше, если он помогает, то посылает хорошего врача, направляет в клинику АО "Медицина", помогает попасть в Институт Ядерной Медицины. Он помогает, может быть, чтобы настрой у человека был другой.

Но все равно - это все случаи исцеления. И если говорить серьезно, я абсолютно с вами согласен, что независимо от того, верующий, не верующий, в эти минуты мы ищем утешения. Ищем надежду. Поэтому то, что мы получили статус "Халяль френдли" - это важно для пациентов - верующих мусульман, важно от того, что лечение осуществляется с учетом их религиозных канонов. Мы сделаем это и для пациентов других вероисповеданий. Человек, находясь в больнице, должен чувствовать себя максимально комфортно. Это один из залогов успешного лечения, которому следуем. Например, еще 30 лет назад мы стали пускать родственников больных в реанимацию. Да, он будет соответствующе одет: и халат, и бахилы, и медицинская маска, если нужно. Больной в реанимации подчас не знает, вернется он к жизни или нет. И для него очень важно, что рядом был близкий человек. Поэтому и отменили эти безумные запреты, которые логики не имеют.

Зато нередко ведут к различным нарушениям.

Григорий Ройтберг: Какие-то запреты разумны. Но в запрете не пускать человека в реанимацию логики никакой нет. Или: ребенку нельзя находиться вместе с мамой. До последнего времени так и было. Мы делаем все возможное, чтобы люди, которые лечатся у нас, чувствовали себя максимально близко к тому, как у них было дома.

"Молельная комната" на 7-м этаже. И здесь нашим гидом становится главный врач стационара, доктор медицинских наук, профессор Наталья Владимировна Кондратова.

Наталья Кондратова: Молельной комнате уже 10 лет.

Подождите... Вот мы стоим у молельной комнаты. Над дверью табло с надписью "Не входить". Это что значит?

Наталья Кондратова: Это значит, что, если кто-то находится внутри, ему никто не может мешать уединиться в молитве. Сюда ходят только пациенты стационара. Те, кто лечится амбулаторно в поликлинике, сюда не ходят. В молельной комнате три отдельных шкафчика, в которых все необходимое для совершения молитвы в соответствии с канонами каждой религии. Установлена сенсорная панель, которая управляется с помощью iPad. Можно выбрать тематическое звуковое или видеосопровождение.

Кто чаще всего посещает молельную комнату?

Наталья Кондратова: Мусульмане. Среди них больше всего верующих. И они молятся пять раз в день.

Наталья Владимировна, а православный, иудейский сертификаты у вас есть?

Наталья Кондратова: Пока нет. Но молельная комната к сертификации "Халяль Туризм Стандарт" отношения не имеет. Она, как я уже сказала, создана десять лет назад. Поводом ее создания послужили совсем другая история. Давным-давно пришел ко мне пациент и говорит: "У меня завтра большая операция на сердце. Где я могу помолиться?" А помолиться тогда было негде.

Это был мусульманин?

Наталья Кондратова: Нет, это был православный. А я даже не знала, где у нас поблизости церкви. Я пришла к Григорию Ефимовичу: "Нам нужно место, чтобы люди могли помолиться".

Григорий Ефимович говорит: "Ну хорошо, мы сейчас сделаем православную часовню. Потом нужно будет делать для мусульман отдельное помещение под мечеть. Потом для иудеев под синагогу... Выходит займем пол-этажа, чтобы у каждой конфессии было свое место для молитвы". И... предложил вот это решение. Оно высокотехнологичное. Было придумано с помощью информационных технологий, как в одной комнате объединить все три конфессии.

Высокие технологии влияют на религию. А религия на новые технологии?

Наталья Кондратова: Это синтез, понимаете? В сегодняшнем мире они должны друг с другом взаимодействовать. Религия использует современные технологии. И наша молельная комната использует высокие технологии. Нажимаешь на кнопку, и на экране будет та конфессия, которая тебя интересует.

Часто пациенты приходят в эту комнату для молитвы?

Наталья Кондратова: Это не всегда пациенты. Например, если пациент долго лежит в реанимации, могут прийти его родственники.

Когда приходят чаще? До операции или после?

Наталья Кондратова: До операции. После никто не приходит.

Перед операцией приходят просить помощи у Бога. Мало надеются на врачей?

Наталья Кондратова: Да нет! На всякий случай просят защиты у высших сил. Так мы устроены. И с этим нельзя не считаться.

Нельзя! Во имя нашего с вами здоровья...