Войти в почту

Сергей Обухов: Есть большие сомнения, что участники СВО вольют во власть свежую кровь. Власть их "перекует"

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что новыми членами верхней палаты российского парламента будут закреплены в качестве наставников опытные сенаторы.

Сергей Обухов: Есть большие сомнения, что участники СВО вольют во власть свежую кровь. Власть их "перекует"
© Свободная пресса

«Несколько участников СВО станут сенаторами. Мы в Совете Федерации планируем за каждым из этих ребят закрепить опытного сенатора, который бы вел его определенное время», – уточнила она в рамках недавнего совместного заседания бюро высшего совета и президиума генсовета «Единой России».

Попутно она предложила депутатам Государственной думы от «Единой России» поразмыслить над возможностью аналогичного наставничества для участников СВО, одержавших победу в ходе сентябрьских выборов 2024 года.

С одной стороны, идея о наставничестве выглядит вроде бы вполне разумно. Опытные политики посвятят своих молодых коллег во все тонкости работы органов власти, что позволит последним, не оступившись на подводных и скользких камнях большой политики, реализовывать новые политические начинания. Тем более что российское гражданское общество все сильнее надеется, что политики, прошедшие горнило СВО, оздоровят российскую политику.

Ну разве это не здорово?

Однако, с другой стороны, «меня терзают смутные сомнения», как говорил один герой известной советской комедии.

Не приведет ли подобное наставничество к тому, что старые политики таким образом будут по факту не взращивать себе «молодую и дерзкую» смену, а просто объяснять «политическим новобранцам» прежние «правила игры», чтобы те, как говорится, не баламутили воду в давно устоявшемся водоеме?

- Ключевым моментом, на мой взгляд, является здесь то, что наша система вряд ли готова принять в свои ряды всех частников СВО, потому что последние явно не согласны со многими нашими политическими явлениями, все более часто восклицая: «Да что ж вы там такое творите-то на гражданке?», – поделился собственной точкой зрения на идею «политического наставничества» доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов.

- А потом, обратите внимание, что уже не первый раз в истории современной России в политику приходят ветераны боевых действий. Туда уже ходили, например, участники войны в Афганистане. Эта эпопея закончилась громкими скандалами вплоть до заказных убийств. Хождение в большую политику ветеранов войн в Чечне тоже не особенно задалось ­– как мы помним, например, генералы, прошедшие тот конфликт, оказались в итоге далеко не самыми лучшими политиками.

Конечно, наша система должна создавать новые социальные лифты для участников СВО, только вот проблема-то для нашей власти имеет сейчас более внушительные очертания, чем просто включение нескольких десятков участников СВО в нашу политическую систему.

Нужна новая внутренняя политика, а она остается прежней – разрыв между жирующим олигархатом и остальной чью населения только растет. А теперь представьте себе, что в этих условиях мы достигаем целей спецоперации, и сотни тысяч наших мужиков возвращаются домой и переходят от солидных «контрактных» выплат к прежним своим зарплатам в 30-40 тысяч рублей. Я не исключаю, что у них возникнет тогда много вопросов к власти, и тут главное, чтобы не получилось, как в Армении в октябре 1999 года, когда участники Карабахского конфликта расстреляли президиум.

«СП»: Вы обрисовали проблему в общих чертах, включая и уровни местного самоуправления. А как бы вы оценили непосредственно инициативу спикера Совета Федерации о наставничестве в верхней палате? Ведь Совфед – это структура, куда невозможно попасть, как говорится, «людям с улицы».

- Мы прекрасно понимаем, что сенаторами не становятся «рядовые гранатометчики с завода». Туда приходят те, кто проходил службу, скажем так образно, в «спецподразделениях для чиновников». У них за плечами, само собой, довольно внушительный опыт управленческой и политической работы.

Конечно, Совету Федерации виднее, как лучше выстраивать работу внутри парламента, но, на мой личный взгляд, наша власть побаивается свежей молодой политической крови в своих жилах, которая вливается туда вместе с участниками СВО. Вот отсюда, я считаю, и появляются всякие рассуждения и разговоры о наставничестве.

Вероятно, считаю я, наставники понадобились для того, чтобы «молодые» политики не слишком возмущались. Там более, что кремлевские политологи открыто говорят о том, что, мол, у нас участники СВО должны попадать во власть только через «Единую Россию», подразумевая их соответствующую политическую ориентацию.

Только вот я лично что-то не видел, чтобы в ходе СВО бойцы шли в бой под знаменами «ЕР», чтобы при освобождении населенных пунктов поднимали флаги «ЕР». А вот с красными знаменами, да, идут, красные флаги, да, поднимают.

Да и освежите-ка историю участницы СВО из Челябинска, военного медика Светланы Гореликовой с позывным «Багира», служившей с ноября 2022 года в зоне СВО.

Представляя «Единую Россию», она все же проиграла на местных выборах. Как видим, мертвящее бюрократическое дыхание «ЕР» способно погубить любое хорошее начинание. В этом вся суть «ЕР» – формально отчитаться-выдвинуть, бросить красивый лозунг, и на этом все.

Один из активнейших участников СВО, писатель, общественный деятель, подполковник Росгвардии, сопредседатель и член центрального совета партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» Захар Прилепин придерживается схожего мнения.

Еще до наступления ЕДГ-2024 в своем tg-канале он высказал мысль, что существующая система будет точечно и предельно умеренно размещать внутри себя участников СВО вовсе не для того, чтоб они изменили ее, а для того, чтобы они легитимизировали существование этой системы в прежнем виде.

«Грубо и образно говоря, – рассудил он, – участник СВО нужен системе не для того, чтобы убрать (в любой сфере) «Аллу Пугачёву» и привести (в любую сферу) «Юлию Чичерину». Он нужен для того, чтобы стать крышей для (условной или коллективной) «Аллы Пугачёвой».

Осмысленно он это сделает, получив новую должность, или его купят, или заставят — значения не имеет. Но брать в дело система будет только тех, кто изначально настроен на «конструктивное сотрудничество». Чтобы человек пришёл с СВО, попал в систему, какое-то время там поработал и потом, поняв правила игры, сказал сам себе: "Ну а чего Пугачёва? Нормальная баба. И поёт хорошо" [...].

А потом и вслух это скажет. Сначала чуть стесняясь товарищей, потому что, пока товарищи воевали, там про «Аллу Пугачёву» разночтений не было. А потом, видя, что никто его камнями не закидал, всё уверенней и строже. И его поведение даст людям, ныне терпеливо дожидающимся в своих тихих кабинетах данного момента, поднять на недовольных голос и сказать наконец на всех основаниях:

— А вы чего тут разнылись? Вот реальные герои! И у них твёрдое мнение! Так что… Алла Борисовна! Милости просим на сцену!

Ещё раз напоминаю докучливому комментатору, что «Алла Пугачёва» в данном тексте — фигура речи и символ сложившегося порядка вещей, а не конкретный персонаж. Дай Бог ей здоровья и радости!»

В заключение Захар Прилепин посоветовал всем тем, кто греет себя надеждой на то, что с попаданием во власть участников СВО все изменится к лучшему, помнить о том, что в России есть вообще-то такая структура, как Министерство обороны, где все поголовно с самого начала являлись участниками СВО.

Ну и где же сейчас многие из тех, от кого зависела безопасность нашей Родины, армии и добровольцев с февраля 2022 года?

То-то и оно.