На заборе тоже написано: калининградские художники развеяли 4 мифа о стрит-арте

Стрит-арт — одна из самых «непонятых» областей популярного искусства. Из-за этого многие художники, которые работают над украшением городов, сталкиваются с осуждением и даже агрессией. Калининградские мастера Грачик Гущян и Маргарита Росчерк в эфире «Балтик Плюс» рассказали, в какие мифы о сфере не стоит верить.

На заборе тоже написано: калининградские художники развеяли 4 мифа о стрит-арте
© Клопс.Ru

Заблуждение №1. Стрит-арт — это плохие рисунки на стенах

Стрит-арт — это уличное искусство. «Можно говорить о том, что граффити тоже относятся к стрит-арту. Плакаты тоже могут к нему относиться. Точный ответ мало кто может дать», — заявила Маргарита Росчерк, уточнив, что деятельность художников многогранна.

Что относится к стрит-арту по версии Московской школы современного искусства:

уличная инсталляция,граффити,трафарет,мурал,постеры,стикеры.

«Зачастую всё под одну гребёнку собирается. <...> Сколько раз ни приезжаешь что-то делать серьёзное... Какой-нибудь дядечка появится на объекте такой, мол, так это вы все заборы расписали?!» — поделился опытом Грачик.

Заблуждение №2. В стрит-арте нет ничего сложного

Людям, которые не знакомы с культурой стрит-арта, сложно понять некоторые работы. Художники считают, что для восприятия уличного искусства во многих случаях важен контекст.

Маргарита Росчерк и Грачик Гущян — организаторы фестиваля «Территория 39:13» 2024-го в Черняховске. Мероприятия, посвящённые уличному искусству, проходили в городе несколько лет. В 2022 году участникам даже пришлось выпустить журнал, потому что без комментариев создателей понять некоторые работы сложно.

«К работе же не идёт информация, текстовое описание: что это, почему это, как это. В журнале описывается концепция автора, рассказывается, его история, почему он к этому пришёл и так далее», — объяснил Грачик Гущян.

Заблуждение №3. Это контркультура

Стрит-арт — независимая культура, поэтому, например, заказные муралы художники к жанру не относят. Однако некоторые инициативы официальные власти поддерживают. Так, первый проект Грачика и Маргариты в 2021 году состоялся при помощи Фонда президентских грантов. После этого дуэт победил в конкурсе регионального министерства молодёжной политики.

Работы, которые принадлежат администрации, охраняются на муниципальном уровне. Иногда за сохранностью изображений следят заказчики.

«У нас есть опыт — библиотека имени Чехова. Мы нарисовали с одной стороны Чехова, с другой стороны Бродский у нас красуется. И они (сотрудники библиотеки — ред.) стрит-арт охраняют. То есть, если кто-то рядом что-то написал или нарисовал, они подкрашивают», — отметил Гущан.

Сами художники могут поддерживать свои работы в хорошем состоянии, если есть техническая возможность. Подкрасить испортившуюся часть изображения получится, а вот поправить отвалившуюся штукатурку — нет.

Заблуждение №4. Уличные художники рисуют где попало

У художников стрит-арта есть правила хорошего тона, но соблюдают их не все. По словам Грачика и Маргариты, чаще всего «кодекс чести» учитывают коллеги старше 30 лет.

Во-первых, художники не рисуют на отреставрированных домах, которые относятся к исторической архитектуре. Исключения могут быть, если работа согласована с властями. «Это правила этикета. Среди молодого поколения они не соблюдаются», — замечают художники.

Во-вторых, у авторов стрит-арта не принято перекрывать работы коллег. Чтобы сделать что-то поверх чужого рисунка, нужно спросить, не против ли создатель.

«Нельзя сказать, где искусство, а где вандализм. Зачастую молодому художнику, которому надо показать себя, в начале пути приходится делать вандальные работы, чтобы его заметили», — объяснил Грачик.

Грачик Гущян и Маргарита Росчерк украсили трансформаторную подстанцию в Светлогорске на улице Пионерской.