Под знаком "Спящей красавицы". Какие балеты десятилетиями идут на главных сценах России
Большой театр 7 сентября представил премьеру — "Спящую красавицу" в версии Юрия Григоровича. Зритель, периодически заглядывающий в балет, но не следящий за ним ежедневно, удивится. "Простите, — скажет он, — в Большом и раньше была "Спящая красавица" Григоровича! И моя мама, и моя бабушка ее видели!" Он будет прав — и неправ одновременно. Этот балет уже давно идет в главном театре страны. И все-таки это премьера.
Юрий Григорович в первый раз представил свою редакцию знаменитого балета Мариуса Петипа в 1963 году. Затем он ее переделал в 1973-м, и в таком виде она шла 37 лет подряд. В 2011 году появилась новая версия его же авторства — главным и существенным отличием стало оформление спектакля.
Вместо декораций Симона Вирсаладзе появились интерьеры театрального дизайнера Эцио Фриджерио. Итальянская знаменитость так набросал цвета в спектакле, что артисты терялись на фоне этого великолепия, а не менее буйно раскрашенный пол не давал рассмотреть их ноги — что вообще-то важно для балета. Зрители посмеивались, артисты огорчались — но тут все произошло по формуле "не было бы счастья, да несчастье помогло". Лицензию на использование этих слишком ярких декораций в наше время стало невозможно продлить из-за нежелания итальянской стороны, и театру пришлось заново изготавливать оформление спектакля по эскизам Симона Вирсаладзе (сам мэтр покинул этот мир еще 35 лет назад). Так что теперь в Большой вернулись интеллигентные пейзажи старого мастера, заново написанные сегодняшними художниками. Это их — пейзажей — премьера. В остальном спектакль остался прежним. Возраст его можно отсчитывать и с 1963 года, и с 1973-го, но в любом случае это балет-долгожитель.
Новая-старая "Спящая красавица" открыла 249-й сезон Большого театра — и первый, который театр встречает под руководством Валерия Гергиева. Маэстро, редко работающий в балетных спектаклях, сам встал за пульт в праздничный вечер и устроил артистам экзамен на скорость реакции. Давно привычная музыка звучала в значительно более быстром темпе (который к тому же неожиданно менялся), и артистам приходилось максимально сконцентрироваться, чтобы успевать за оркестром.
Среди других новшеств, которые обсуждала публика в антрактах, — цены на билеты и масштабные трансляции спектакля. Эту "Спящую красавицу" можно было увидеть не только в театре, но и в кинозалах страны (за принципиально меньшую сумму), а также на площадях Москвы, в том числе прямо перед театром (был установлен гигантский экран; народ на лавочки перед ним пускали бесплатно).
Именно это решение менеджмента театра — устроить трансляции — было безоговорочно одобрено публикой. Все сразу вспомнили, что декабрь и "Щелкунчики" не за горами, билеты же наверняка будут дороги, и их может на всех не хватить. А в финале спектакля артисты получили свои заслуженные аплодисменты — и обаятельная Елизавета Кокорева, впервые в жизни ставшая принцессой Авророй, и опытный Артем Овчаренко, превратившийся в принца Дезире, и царственная Алена Ковалева, в роли феи Сирени устраивающая встречу героев. Все они — от ветерана театра Алексея Лопаревича, вышедшего в "пешеходной" роли короля Флорестана XIV, до младшеклассников Московской государственной академии хореографии, участвовавших в спектакле, — работали с полной самоотдачей, создавая "Спящую красавицу" во всем ее богатстве и красоте. Нет сомнений, что она и еще полсотни лет будет собирать полные залы.
Другие спектакли-долгожители Большого театра
Срок службы авторских сочинений в любом театре и в любой стране напрямую зависит от места службы автора, от его полномочий. Юрий Григорович возглавил балет Большого театра в 1964 году и правил им до 1995-го; затем, после пятилетки правления Владимира Васильева, снова появился в театре в статусе штатного хореографа, по сути — хранителя своих балетов.
Наиболее продуктивны для него были 60-е годы: блистательная триада "Легенда о любви" (1965), "Щелкунчик" (1966), "Спартак" (1968) прогремела в стране и за рубежом. Все эти спектакли идут до сих пор (хотя у "Легенды" был некоторый перерыв в прокате), никому в голову не пришло их снять: не только потому, что они по-настоящему хороши, но и потому, что все решения о репертуаре принимал сам Григорович. Как только он на время покинул театр, Владимир Васильев заменил его версию "Лебединого озера" (1969) собственной, гораздо менее удачной (1996). Как только вернулся, вернулось и его "Лебединое озеро" (2002) — и идет до сих пор.
Собственно, почти все спектакли-старожилы в Большом поставлены именно Юрием Григоровичем. Можно считать исключением "Анюту" на музыку Валерия Гаврилина, что была придумана Александром Белинским и Владимиром Васильевым в 1982 году как телебалет, а в 1986-м обрела сценическую жизнь в Большом театре (и с тех пор нет балерины в главном театре страны, что не хотела бы рассказать в танце историю чеховской "Анны на шее"). Еще одно исключение — "Кармен-сюита", балет Альберто Алонсо на музыку Жоржа Бизе и Родиона Щедрина. Постановка появилась в театре в 1967 году благодаря пламенной энергии Майи Плисецкой и продержалась 20 лет, потом ее возобновили в 2005-м. В прокате обоих этих балетов были значительные перерывы.
Какие спектакли не сходят со сцены в Северной столице
В Мариинском театре пользуются любовью публики постановки с еще более длинной историей. В феврале 1941 года предложили свою версию "Баядерки" Владимир Пономарев и Вахтанг Чабукиани — она идет до сих пор. Правивший балетом Мариинского (тогда Кировского) театра в 50–60-х Константин Сергеев создал ряд редакций классики, которые считаются в петербургской балетной среде образцовыми, — это "Раймонда" (1948), "Лебединое озеро" (1950), "Спящая красавица" (1952). Все они часто появляются в афише.
Когда хореограф-реконструктор Сергей Вихарев предложил театру свои версии "Спящей красавицы" (1999) и "Баядерки" (2002), гораздо более приближенные к роскошному императорскому стилю Мариуса Петипа, чем это мог сделать Сергеев в небогатые послевоенные годы, то в балетной среде Санкт-Петербурга грянул идеальный шторм: за версию Сергеева сражались педагоги, полюбившие ее за много лет зрители, часть артистов, и сражения выплескивались в печать.
В итоге все спектакли Сергеева остались на месте. "Спящая красавица" Вихарева официально не снята с репертуара, но идет крайне редко, его "Баядерка" исчезла, а новая, фантастической красоты реконструкция "Раймонды" появилась в 2011 году уже в итальянском Ла Скала. В Большом сейчас идет также восстановленная Вихаревым красочная "Коппелия" Мариуса Петипа, хореограф планировал и другие работы с российскими театрами, но выпустить их не успел.
После Константина Сергеева мариинской труппой долго (1977–1996) правил Олег Виноградов, но его не столько интересовало создание новых версий старых балетов, сколько сочинение спектаклей с нуля. Они исчезли из репертуара сразу после его отставки, и от этого периода истории Мариинского балета на сцене ничего не осталось. Новая же эра — богатая, разнообразная и противоречивая — еще не так длинна, чтобы какой-то из спектаклей можно было назвать долгожителем.
Шедевры "Стасика"
Практически тем же образом выглядит сейчас репертуар Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. От эпохи правления Владимира Бурмейстера (он был главным балетмейстером в 1941–1960 и в 1963–1971 годах) остались три замечательных балета: "Эсмеральда" (1950) на музыку Цезаря Пуни и Сергея Василенко; авторский вариант "Лебединого озера" (1953), что был так хорош, что Парижская опера попросила копию и прокатывала ее почти 20 лет; и "Снегурочка (1963), где Бурмейстер совершил почти невозможное — он создал "четвертый балет Чайковского".
Композитор, как известно, написал всего три — "Лебединое озеро", "Спящую красавицу" и "Щелкунчика". Так вот Бурмейстер вместе с дирижером Леонидом Фейгиным собрал четвертую партитуру из фрагментов других сочинений Чайковского, и теперь она прочно вошла в обиход балетного театра. Эту "Снегурочку" Бурмейстер сначала поставил в Великобритании — английский театр Festival Ballet (теперь он называется English National Ballet) специально приглашал советского хореографа на постановку в 1961 году, а затем в 1963-м премьера вышла в его родном театре.
Все три спектакля Бурмейстера Музыкальный театр исполняет с отменным качеством — новые и новые поколения исполнителей разучивают давно придуманные па, и все билеты неизменно проданы. Но случай Бурмейстера — исключение: он не просто ставил спектакли, он фактически выстроил этот театр стилистически, хотя основан он был раньше. Его балеты — как несущие стены: от них невозможно отказаться, рухнет сам Музыкальный.
А вот следующая эпоха театра будто исчезла. С 1985 года и до своей трагической гибели в 2004-м главным балетмейстером в театре на Большой Дмитровке был Дмитрий Брянцев. Он ставил много, с удовольствием, любил нетривиальные сюжеты — и в репертуаре почти ничего не осталось. Сейчас периодически исполняют только один его балет — одноактный "Призрачный бал" на музыку Шопена (1995). Элегический, нежный, хрупкий, по иронии судьбы самый нехарактерный балет Брянцева, который любил открытые эмоции и яркие жесты.
Анна Гордеева