Андрей Грачев: Многообразие языков - это национальное достояние

Вице-президент по федеральным и региональным программам ПАО "ГМК "Норильский никель" Андрей Грачёв - о культурной и экологической политике компании.

Андрей Грачев: Многообразие языков - это национальное достояние
© Российская Газета

Андрей Михайлович, существенная часть Восточного форума в этом году пришлась на День сокола. Расскажите, в чем важность природоохранной дипломатии? Каковы перспективы взаимодействия бизнеса с государственными структурами по сохранению популяции кречета? Почему тема биоразнообразия важна для "Норникеля"?

- Есть вечные ценности. Биоразнообразие - это зона нашего особого внимания. На природоохранную деятельность в прошлом году у нас было израсходовано более 100 миллиардов рублей. За последнее время было проведено пять крупных экспедиций, в ходе которых было привлечено около 120 ученых из 20 вузов СФО. Фактически за последние 25 лет это первые экспедиции, которые дали возможность комплексного изучения такого важного направления, как биоразнообразие. Мы выступаем в партнерстве с Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Два года назад здесь, на Восточном экономическом форуме, мы заключили важное соглашение по сохранению популяции белых медведей "Беломедвежья перепись", также мы заключили подобное соглашение по кречетам. Этот аспект очень важен, потому что за последние 20 лет популяция кречетов сократилась в три раза. Нас это не может не волновать, и мы максимально поддержали предложенный министерством проект. Были созданы две базы самой большой популяции - на Камчатке и Ямале, проведены исследования, генетический анализ, направленные на сохранение, а затем и увеличение популяции кречетов в этом регионе.

На сессии, посвященной коренным народам, вы говорили о возможностях современных технологий для сохранения этнокультурного достояния. Насколько остро стоит проблема сохранения культуры и языков коренных народов? Как крупный бизнес помогает ее решению?

- Сохранение языков - проблема глобальная. В России за последние 50 лет исчезло 10 языков, на грани вымирания еще 15. У этих 15 вымирающих языков на каждый осталось менее 20 носителей. Причем это люди преклонного возраста. С их исчезновением - дай бог им здоровья, конечно! - исчезнут и эти языки. Между тем мы прекрасно понимаем, что все великие цивилизации рождались из многокультурья и многоязычия. Вспомним Вавилон, Византию, Римскую империю или Китай. Многообразие языков - это наше национальное достояние, и мы должны относиться к этому серьезно. Наша компания внимательно следит за ситуацией с языками коренных малочисленных народов Севера. Приведу пример, когда мы совместно с Ассоциацией коренных малочисленных народов обратили внимание на проблему энецкого языка, обнаружив, что число его носителей сократилось до 215 (и все они проживают в двух поселках). Также выяснилось, что у энцев существует мощный пласт устного эпоса, но отсутствует письменность. Совместно с Сибирским федеральным университетом мы создали программу восстановления языка, привлекли ученых и в сжатые сроки не только восстановили язык, но и выпустили букварь. Надо сказать, что исчезновение языка - это исчезновение уникального взгляда на существующий мир. Чтобы не допустить таких потерь, мы выпускаем альманахи, сборники национальных поэтов, вместе с Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера издали песни Великой Отечественной войны на языках пяти этносов, населяющих Таймыр. Что касается цифрового аспекта, то мы помогли создать офлайн-переводчики, которые установлены на телефонах представителей коренных народов, и, что особенно важно, пользователи могут вносить корректировку в эти переводы. Тема потери языка для нас очень значительна, ведь язык может быть утерян через три поколения: бабушка с дедушкой говорят на родном языке, дети - билингвы, а внуки родного языка уже не знают. Поэтому у нас есть специальная программа, ее бюджет на пять лет - два миллиарда рублей. Она предусматривает в том числе инициативы, направленные на сохранение языков: создание языковых "гнезд" в детских садах, где культивируется преподавание на местных языках, проведение детских спектаклей. Мы держим руку на пульсе. Например, проект по сохранению энецкого языка получил заслуженную высокую оценку на полях Организации Объединенных Наций.

Норильск сегодня проходит масштабное обновление. Как идет процесс реновации? Есть ли сложности?

- В рамках программы реновации Норильска предусмотрено не только строительство жилых домов, но и обновление инфраструктуры, строительство социальных объектов. В этом году мы намерены закончить строительство четырех жилых домов, завершить капитальный ремонт детского сада, восстановить крупный социальный объект "Башня" для молодежи - все это делается в рамках программы, заключенной между федеральным правительством, Красноярским краем, Норильском и нами. Конечно, нельзя сказать, что все идет идеально гладко. Ведь ремонт этих объектов приходится проводить в условиях недобросовестной конкуренции, санкционного давления, и это не может не сказаться на доставке материалов, ценах. Сейчас очень важно проработать вопросы, связанные со снижением стоимости строительства в Арктической зоне. Приведу пример. Построить девятиэтажный дом в средней полосе России стоит примерно около 600 миллионов рублей. В Арктической зоне - 1-1,2 миллиарда. Именно поэтому совместно с Министерством строительства РФ мы проведем в рамках ВЭФ 5 сентября сессию, на которой будут рассмотрены возможности проработки более дешевых технологий строительства жилья в Арктике. Помимо нас и министерства, на сессию соберутся профессионалы от строительства, представители научного сообщества, которые, возможно, предложат свое видение решения проблемы. В перспективе такое снижение стоимости возможно. Этот вопрос неоднократно задавал губернатор Красноярского края Михаил Котюков: существуют ли новейшие технологии, которые позволяют удешевить строительство жилья в Арктической зоне Российской Федерации.

Важно также понимать, что условия строительства в Арктике и в средней полосе России разнятся в силу неблагоприятных погодных условий, таких как пурга, снежные заносы. Из-за них наши подрядчики теряют в среднем 20% рабочего времени. И требовать от них строительства или реставрации объектов за ночь - можно, но бесполезно. Остается надеяться на трудовой героизм и северную закалку. С этим в Норильске, и Мончегорске все в порядке.