«Нужнее всего — учиться жить»: что думали русские классики про школу, образование и «тёмные массы»
2 сентября российские школьники вновь сели за парты. Однако даже писатели, чьи портреты украшают стены классов, говорили об учёбе по-разному. «Клопс» собрал самые яркие цитаты классиков. Тексты даны в оригинале.
Про то, зачем нужна школа
Михаил Салтыков-Щедрин «Мелочи жизни»
«Школа приготовляет человека к восприятию знания; она даёт ему основные элементы его. Это достаточно указывает, какая тесная связь существует между школой и знанием. Известно и даже за аксиому всеми принято, что знание освещает не только того, кто непосредственно его воспринимает, но, через посредство школы, распространяет лучистый свет и на тёмные массы».
Глеб Успенский «Из путевых заметок»
«Ребёнок приходит в школу, становится на нейтральную почву, на которой он отрешается от домашнего семейного горя, гнёта, забот, огорчений <...> — и оживает в сознании, что теперь, со школьного порога, начинается жизнь ничем не связанного ума, совести, таланта. <...> Здесь он будет получать общую, одинаковую со всеми товарищами, духовную пищу, никому не достанется больше блюд или блюд более вкусных, чем ему, — все здесь уравнены пред знанием».
Пётр Боборыкин «Василий Тёркин»
«Школа не Бог знает чего будет стоить обществу; а какое добро! Сколько она выпустит вот таких же, как я, грешный, немудрых практиков, не великой учёности, однако с великим уважением к науке».
Антон Чехов «Моя жизнь»
«Поймите, — убеждал её доктор, — поймите, что если вы строите эту школу и вообще делаете добро, то не для мужиков, а во имя культуры, во имя будущего. И чем эти мужики хуже, тем больше поводов строить школу».
Про обучение
«Если ты будешь трудиться, учиться для того, чтобы получить награду, то труд тебе покажется тяжёл; но когда ты трудишься <...>, любя труд, ты в нём найдёшь для себя награду».
Александр Куприн «Киевские типы»
«Вы знаете, в наше время голос — это целый капитал. Только ведь учиться да учиться надо. Школа вот что самое главное, а там — почём знать?».
Лев Толстой «Греческий учитель Сократ»
«Всякому делу учиться хорошо, но нужнее всего — учиться жить, не мешая людям и делая им добро».
Про мотивацию
Фёдор Достоевский «Хозяйка»
«В нём было более бессознательного влечения, нежели логически отчётливой причины учиться и знать, как и во всякой другой, даже самой мелкой деятельности, доселе его занимавшей. <...> В уединённых занятиях его никогда, даже и теперь, не было порядка и определённой системы; теперь был один только первый восторг, первый жар, первая горячка художника».
Николай Гоголь «Мёртвые души»
«Да ты смотри себе под ноги, а не гляди в потомство; хлопочи о том, чтобы мужика сделать достаточным да богатым, да чтобы было у него время учиться по охоте своей, а не то что с палкой в руке говорить: «Учись!». Чёрт знает, с которого конца начинают!».
Про проблемы
Максим Горький «О беспокойной книге»
«Школа — мучительное учреждение и уродует детей».
Иван Тургенев «Отцы и дети»
«Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! — и дело в шляпе. Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты».
Михаил Лермонтов «Герой нашего времени»
«Я стал читать, учиться — науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди — невежды, а слава — удача, и чтоб добиться её, надо только быть ловким».
Александр Эртель «Карьера Струкова»
«Плохая школа хуже, чем никакой. Когда нет никакой школы, ум всё-таки живёт, воображение работает, личность определяется, — чем живёт, что работает, во что определяется, это уже другой вопрос. Но вот точно какая-то механическая пасть вбирает в себя умных, впечатлительных, любознательных детей, пережёвывает их с бездушной неукоснительностью и выбрасывает вон обезличенных как стереотипы».
Что писали русские классики про август и яблоки — в материале «Клопс».