Шаргунов: У каждого ребенка должен быть свой книжный шкаф
В этом году в России впервые вручат Национальную премию в области детской и подростковой литературы. На нее смогут претендовать писатели, иллюстраторы и издатели. Первый, так называемый длинный, список номинантов уже опубликован на сайте Минкультуры. Сейчас в нем 87 претендентов. Короткий список обещают представить 1 сентября. А имена лауреатов — назвать 4 сентября на Московской международной детской книжной ярмарке. Как поддержать детскую и подростковую литературу, «Парламентской газете» рассказал первый зампред Комитета Госдумы по культуре, писатель, главный редактор журнала «Юность», председатель Ассоциации союзов писателей и издателей России Сергей Шаргунов.
- Сергей Александрович, о чем говорит список кандидатов, заявленных на первую Национальную премию в области детской и подростковой литературы?
- Вижу в списке региональные издательства, например из Сибири и Дальнего Востока, Московской области, вижу нестоличных писателей — из Ленинградской области, Сыктывкара, Новороссийска. Выдвинуть книгу можно из любой точки России. Об этом говорит и список кандидатов.
- Как бы вы охарактеризовали состояние рынка детской литературы на основании представленных заявок? В списке, например, книги «Волга: один год из жизни пресноводного биома», «Цой. История рок-звезды в буквах и картинках» или «Великий пост. Шаг за шагом к Пасхе».
- Детская литература разнообразна, берет все жанры, эпохи, школы, тонко компонует просветительское с развлекательным. Но цветение не всегда равно процветанию.
Главное, что нужно сделать, — снизить цены на книги. Пока все эти прекрасные, умные, полиграфически роскошные издания более доступны в муниципальных библиотеках, и то далеко не во всех, а должны быть в домашних. И виноваты в этом не издатели.
Считаю, что нужна система особых протекционистских мер именно для производителей детской литературы. Книга должна — в ценовом выражении — сильно демократизироваться. У каждого ребенка должен быть свой книжный шкаф.
- Как сегодня в России поддерживают писателей из глубинки?
- Например, в Москве в Доме Ростовых (старинный московский особняк, ставший прототипом дома Ростовых из «Войны и мира», где ныне размещается Ассоциация союзов писателей и издателей России. — Прим. ред.) проходят презентации книг, изданных совсем не богатыми региональными издательствами, недавно представляли сборник сибирских писателей «Красноярские оригиналы».
Сделайте хорошую книгу, присылайте — и она будет замечена.
- Можно ли говорить, что премия широко доступна, ведь к соискателям предъявляются достаточно высокие требования в части публикаций — не менее пяти произведений?
- Сейчас это дело, не требующее особого личного присутствия. Знаю, что крупные столичные издательства ищут ярких писателей в провинциях.
Есть проект «Литературные резиденции», туда московские издательства отбирают писателей для завершения романов, повестей или сборников. И эти писатели, бывает, из совсем медвежьих углов, из дальних поселков или станций. Редакторы издательств помогают авторам довести до ума свои замыслы.
В этом смысле границы между столичными и провинциальными возможностями напечататься постепенно стираются.
- Поможет ли новая премия популяризации детского чтения?
- Важно, что это не просто номинация большой книжной награды — обычно детлит идет какой-то пятой-шестой номинацией, — а отдельная премия. Это признание огромной роли детского чтения в формировании личности. Хорошая детская книга, уверен, способна научить отзывчивости, доброте, благородству, совестливости.