Уникальный класс и традиции русской балетной школы. Борис Акимов — о педагогике и творчестве
Имя Бориса Акимова вспоминается едва ли не первым, когда речь заходит о балетной педагогике. Выдающийся балетмейстер работал в театрах «Ковент-Гарден» (Лондон) и «Ла Скала» (Милан), труппе «Асами Маки Балет» (Токио), Венской, Гамбургской и Баварской (Мюнхен) государственных операх, Датском королевском балете (Копенгаген), Парижской национальной опере, Мариинском театре (Санкт-Петербург), Базельском театре, Нидерландском национальном театре оперы и балета (Амстердам), Лондонской королевской балетной школе, преподавал на кафедре хореографии Российского института театрального искусства — ГИТИС, возглавлял Московскую государственную академию хореографии.
Сейчас Борис Борисович занимает посты профессора кафедры педагогики балета Института славянской культуры и художественного руководителя Московского хореографического училища при Московском государственном академическом театре танца «Гжель». Известность учебного заведения растет, его выпускники становятся настоящими звездами: Денис Родькин, Наталья Пугачева, Екатерина Клявлина, Дарья Стерлигова, Софья Шатохина и Василиса Дерендяева представляют Государственный академический Большой театр России, Ирина Захарова и Дарья Платонова служат в Московском академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
Борис Акимов рассказал mos.ru о продолжении семейного дела, годах учебы, сочинении музыки и преподавательской работе.
Преемственность поколений
Профессиональная жизнь отца Бориса Акимова тоже долгие годы была связана с танцевальным искусством — он начинал выступать, когда только образовывался ансамбль народного танца Игоря Моисеева, в 1936–1937 годах. Тогда еще не существовали такие профильные учебные заведения — всюду набирали самоучек. Отец Бориса Борисовича работал токарем на заводе, но там был великолепный коллектив художественной самодеятельности (как, впрочем, на многих предприятиях в то время), в котором тот участвовал.
По конкурсу Борис Акимов — старший сначала прошел в ансамбль Моисеева, потом стал работать в хоре Пятницкого, а после — в будущем Академическом ансамбле песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова. В 1945 году, когда заканчивалась Великая Отечественная война, советское правительство постановило, что ансамбль должен выступить во всех освобожденных странах. Участники коллектива с семьями приехали в Австрию. Во время долгих гастролей появились на свет немало детей — и в графе «место рождения» в паспорте Бориса Акимова тоже значится город Вена. Об этом, отмечает он, спрашивали всегда, а при приеме в комсомол случилась забавная история.
«Австрийский факт моего рождения спасал меня всю жизнь. Например, когда я вступал в комсомол. По уставу вступающему положено было задавать вопросы, и первый, который задала комиссия, был: “Борис Борисович Акимов, скажите, у вас написано в паспорте, что вы родились в Австрии…” И я начал рассказывать длинную историю моего появления на свет. После этого увлекательного рассказа председатель комиссии спросил: “Какие еще вопросы будут к Борису Борисовичу?” Все покачали головами — нет, нет, больше нет вопросов. И, как вы понимаете, по уставу меня уже ничего не спросили. Потрясающе. Так я и стал комсомольцем», — вспоминает Борис Акимов.
Детство, фигурное катание и хореография
Ребенком Борис Акимов был очень увлекающимся — ему было интересно все: он ходил в столярный кружок, работал на токарном станке, учился в музыкальной школе по классу баяна, много читал о русском фольклоре. Новые увлечения появлялись сами собой.
«В те времена было модно заниматься фигурным катанием. Я музыкальную школу не бросил, но увлекся этим видом спорта. С утра до ночи пропадал на катке. И в морозы, когда отменяли занятия, я брал коньки и шел на каток. В итоге я стал чемпионом Москвы среди юношей — в одиночном катании и в парном», — вспоминает Борис Акимов.
Три раза в неделю в секции фигурного катания полагалось посещать класс хореографии. Там тогда преподавал Анатолий Елагин, артист Большого театра, впоследствии работавший в Московской академии хореографии. Именно он обратил внимание на танцевальные способности Бориса Акимова и стал уговаривать его родителей отдать мальчика в хореографическое училище. Они сомневались: работа тяжелая, потребуется много упорного труда — отец Бориса Борисовича знал об этом как никто другой.
Дело решило стечение обстоятельств: половина спортивной группы, в которой занимался Борис Акимов, заболела желтухой. Фигуристы долго лежали в больнице, и после выздоровления почти полгода детям нельзя было физически напрягаться. Интерес к спорту стал пропадать, но именно тогда объявили экспериментальный набор в Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии) — не с девяти лет, как обычно, а с 12. Борис Акимов подал документы и, пройдя три тура испытаний, поступил в класс Елены Сергиевской.
О своей преподавательнице Борис Борисович вспоминает с большой теплотой: «Безумно строгая, ее все немного боялись. Но для нас она была как вторая мать. Все четыре года обучения она меня выделяла, в классе я стоял по центру. Я написал о ней статью, озаглавив “Человек, опередивший свое время”. Она много работала с кинокамерой, хотя тогда такой техники почти ни у кого не было. Сергиевская меня воспитывала не только как танцовщика, но и учила дисциплине».
Немалую роль Елена Сергиевская сыграла и в том, что Борис Акимов в итоге стал педагогом-балетмейстером. Если один преподаватель воспитает хотя бы еще одного, считала она, то вся образовательная система будет жить дальше. В своем ученике Сергиевская видела большой потенциал: буквально толкала его в педагогику, оставляла вместо себя вести занятия (нарочно уходила, делая вид, что ее вызывают к директору). Елена Сергиевская поддерживала, например, также Мариса Лиепу — с ее помощью он переехал из Латвии в Москву и стал преподавать в хореографическом училище.
Человек эпохи Возрождения
Многогранность таланта Бориса Акимова завораживает и касается не только балета — артист проявил себя в очень разных видах искусства. Например, он выпустил три книги стихов, которые посвятил жене Татьяне Попко, выдающейся балерине и педагогу. Но особое место в жизни Бориса Борисовича занимает сочинение музыки.
Народные музыка и танцы, рассказывает педагог-балетмейстер, остались в сердце с детства — с тех времен, когда он учился в музыкальной школе, а отец брал его на репетиции ансамбля. Писать музыку сам Борис Акимов начал, уже работая в Большом театре, — играл на рояле, сочинял, подбирал мелодии, а к ним — стихи.
«Мне еще очень нравилась Нани Брегвадзе, я пошел однажды к ней на концерт в Театр эстрады. После первого отделения побежал к ней, чтобы подарить цветы, поскользнулся, упал. Весь зал ахнул. Но я своего добился — привлек к себе внимание, смог передать ей ноты собственного сочинения, написанный для нее романс. Нани обещала его спеть, она меня обнадежила. Я не знаю, спела она мой романс или нет, но, когда меня в 2000 году назначили художественным руководителем Большого театра, одна из первых поздравительных телеграмм была от нее», — вспоминает Борис Борисович.
Сочинять музыку Борис Акимов продолжил. Мастера всегда вдохновляла поэзия Серебряного века, и в какой-то момент он, как многие композиторы, обратил внимание на творчество Сергея Есенина — эти стихотворения прекрасно ложатся на музыку. Так появились девять первых произведений на его стихи, и Борис Борисович стал думать, где и как можно было бы их исполнить.
Сначала Борис Акимов отправился к знаменитому композитору Тихону Хренникову, хорошо знавшему его как танцовщика Большого театра (балеты мастера тоже ставили на этой сцене). Тихон Николаевич работу одобрил, посоветовал не бросать композиторское творчество, но помочь с исполнением никак не мог. Слегка расстроившись, Борис Борисович вернулся домой — и в тот же день услышал по радио выступление оркестра русских народных инструментов имени Н.Н. Некрасова. Набравшись смелости, он показал Николаю Некрасову свои музыкальные сочинения — и оказалось, что это как раз то, что было нужно коллективу. Начались репетиции, позже вышла пластинка с теми самыми девятью песнями и стихами Сергея Есенина.
14 ноября 1995-го, в год столетия со дня рождения поэта, в Большом театре состоялся грандиозный музыкально-поэтический вечер «Я помню, любимая, помню…». Борис Акимов создал для него музыку, стал автором сценария и режиссером-постановщиком.
Педагогика и театр танца «Гжель»
Борис Борисович довольно рано понял, что педагогическая работа ему близка и хорошо у него получается, что аудитория его слушает и воспринимает, — благодаря и Елене Сергиевской, и Алексею Ермолаеву, у которого он учился в Большом театре. Ермолаев, вспоминает Борис Акимов, был абсолютно неординарный педагог с феноменальным мышлением, они вместе репетировали все роли, и это был совершенно уникальный опыт.
К сожалению, переходу к преподаванию способствовали травмы — нередкая история в мире балета. Трещины в костной ткани обеих голеней не позволили Борису Акимову выходить на сцену. И разрабатывая собственную методику обучения, балетмейстер учитывал, как можно оградить от подобных повреждений своих учеников, — так он придумал «мягкий класс».
«После травм артисты балета идут ко мне, перед спектаклями — тоже. Я пришел к разработке такого “мягкого класса” постепенно, много изучал анатомию. Я даже хотел написать специальную книгу в помощь артистам балета, где питание, физиология, анатомия — все вместе. И я разделял учебный класс и театральный! Это два разных вида работы. Учебный класс — освоение движений от простого к сложному, а в театре иная специфика — надо приготовить аппарат к репетициям, развязать все связки. Как пианист разыгрывается перед концертом. Задача в театре не учить движения, это надо превратить в утренний праздник, увлечь артистов. Я каждый день придумываю для класса новые комбинации движений. Иначе остановишься в развитии», — говорит Борис Акимов.
С 2014 года педагог-балетмейстер возглавляет Московское хореографическое училище при Московском государственном академическом театре танца «Гжель». Здесь занимаются по программе академии хореографии, после окончания учебы выпускники выступают в ведущих театрах страны. По словам Бориса Акимова, в училище очень добрая, дружелюбная и душевная атмосфера, многие студенты даже переходят сюда из других учебных заведений — как раз поэтому. И один из главных принципов Бориса Борисовича — дать педагогам творческую свободу, возможность работать и реализовывать собственное видение процесса.
Разумеется, немаловажно сохранять лучшие из традиций, а они у русской балетной школы богатые. На этом прочном фундаменте появилась система образования, где взаимосвязаны танцовщик, педагог и балетмейстер, — ее начала выстраивать еще Агриппина Ваганова своей книгой «Основы классического танца». Многие годы система крепла. По мнению Бориса Акимова, она тоже дает немало сил русскому балету — и даже в условиях серьезных изменений помогает взращивать новых талантливых танцовщиков.