Войти в почту

Как оживить Ван Гога и да Винчи

В Нижнем Новгороде готовятся к открытию мультимедийного проекта Эрмитажа в арт-пространстве "Цех". Сказать, что зрителей ждет "погружение" в цифровую реальность, значит не сказать ничего.

Как оживить Ван Гога и да Винчи
© Российская Газета

Представьте, что не персонаж вашей игры, а вы сами попадаете в виртуальный, тщательно созданный мир. Смешение цифрового пространства "Великолепного Эрмитажа" и реального пространства "Цеха" создает тот эффект размытости границ привычного мира, эффект удвоения, который Мишель Фуко называл "другим пространством".

Проект "Великолепный Эрмитаж" - то самое "другое пространство", которое обнимает, охватывает зрителя с первых его шагов. Фасад Зимнего дворца в переменчивом свете дня и века (правда, в масштабе 1:30) тут вместо вступления. Вступив в первый зал, зритель оказывается внутри круговой проекции Иорданской лестницы, Георгиевской залы и Гербовой залы, Галереи героев войны 1812 года и Лоджий Рафаэля. Сам дворец (от плафонов потолка до паркета под ногами), точнее его цифровая копия, пленяет не одним великолепием, но именно "реальностью" иллюзии. Иначе говоря, великолепие иллюзии - одно из важнейших переживаний этого проекта.

Нет, разумеется, дальше будет все, как любят экскурсоводы. Посмотрите направо, посмотрите налево. Направо - "Мадонна Литта" Леонардо, налево - "Мальчик с лютней" Караваджо. Обратите внимание на мраморные скульптуры... И, конечно, на часы "Павлин", которые придут в движение. На этот раз - благодаря технологии motion capture.

Но уже в следующем зале задвигается не только "Павлин", но и персонажи картин на картинах. Про то, как может улыбаться "Мона Лиза", все уже знают. Но тут картины не столько оживут, сколько сама живопись двинется в сторону кино. Причем отнюдь не Великого немого. Как в спектакле-променаде здесь зазвучат голоса современников персонажей, исторических личностей, авторов. Музыка тоже будет.

Очевидно, эта великолепная "другая реальность" мигрирует в сторону кино и театрального спектакля, предлагая путешествие не только между залами Эрмитажа и залом "Цеха", но и между музеем и театральным залом.

Ну а как же скромное обаяние подлинника? А за подлинником надо ехать в Петербург. Но нельзя стремиться туда, не знаю куда. Стремиться можно к тому, о чем имеешь представление. Пусть неполное, пусть похожее на сон или мечту. Или - видеоигру на экране.

В этом смысле "Великолепный Эрмитаж" не копия и не замена счастью посещения Зимнего и взятия на заметку работ в Генеральном штабе. Он скорее приглашение к путешествию.

Но слова "В Эрмитаж! В Эрмитаж!", звучат, согласитесь, как рефрен из старой пьесы. Правда, пьеса про XXI век еще не написана. Эрмитаж в этой несуществующей пьесе как волшебный замок, где спрятаны тайны культуры России, для которой код да Винчи, Караваджо и Ван Гога воспринимается как родной. И встреча этой России с волжским богатым торговым, промышленным и университетским центром естественна, как встреча Волги и Оки.

В конце концов если Петербург - Северная столица, то Нижний Новгород - культурная столица 2024 года. Вот и встретились две столицы. Там, где течет река Волга и где Эрмитаж великолепен.