В Новосибирске отреставрируют самый маленький памятник эпохи конструктивизма

В Новосибирске собираются реставрировать здание тяговой подстанции, расположенное на улице Маковского. Этот памятник промышленной архитектуры сейчас фактически является частью нового сити-квартала. Объект находится на балансе города, и располагается в нем подразделение муниципального предприятия. Но к решению вопроса о сохранности здания подключился застройщик, который возводит рядом с ним жилые дома и офисы.

В Новосибирске отреставрируют самый маленький памятник эпохи конструктивизма
© Bfm.ru Новосибирск

Разговоры о том, что здание по адресу Маковского, 4 нужно приводить в порядок и, возможно, делать это за счет строительной компании, получившей перспективный участок земли, велись еще на этапе проектирования сити-квартала «Инские холмы». И вот сейчас стало известно, что закончена работа над проектом реставрации тяговой подстанции. Об этом BFM-Новосибирск сообщил Валерий Филиппов, член правления Новосибирского союза архитекторов, руководитель «Студии КиФ», которая проектировала сити-квартал. Над проектом реставрации эта студия не работала, но следит за ситуацией.

«Про здание тяговой подстанции мы говорили много, в том числе, когда пять лет назад проходили научно-методические советы в инспекции по охране культурного наследия. И вот в июне 2024 года снова был совет, и там был представлен проект реконструкции, выполненный по заказу «ВербаКапитал-Девелопмент». Проект сделан в полном объеме, его представили и согласовали в государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Новосибирской области. Также, насколько я знаю, проект был согласован в мэрии, – говорит Валерий Филиппов. – Для меня среди прочего интересен вопрос, какого цвета будет это здание. С автором проекта, Екатериной Кандело, мы это тоже обсуждали. Предполагается, что цветовая гамма будет такая же, какая сейчас видна на старой штукатурке – терракотовые тона, охристые оттенки. Но точно неизвестно, когда здание стало таким. Здание выполнено в стиле конструктивизма с элементами неоклассики. Оно было построено в переходный период, когда советская архитектура переходила от конструктивизма к сталинскому ампиру. А для конструктивизма, как известно, характерен серый цвет. Но какой вариант в итоге выберут, я пока не знаю. Посмотрим. Но, конечно, очень важно, что вопрос о реставрации решается».

Тяговая электрическая подстанция №2 до сих пор является действующей. Она обеспечивает электричеством один участок трамвайной сети и три участка троллейбусной контактной сети. Уже после того, как это здание было признано объектом культурного наследия, новосибирские архитекторы выяснили, что у него есть «брат-близнец» в центре города.

Кольцова,44. Фото BFM-Новосибирск

«Точно такое же здание находится по адресу ул. Кольцова, 44, в квартале, ограниченном улицами Писарева и Мичурина. Это тяговая подстанция №1, – рассказала BFM-Новосибирск кандидат архитектуры, доцент НГАСУ Анна Наволоцкая. – Ее облик за 90-летнюю историю несколько изменился. Например, было заложено одно из больших окон. Но все равно и неспециалисту будет понятно, что эти здания строились по одному проекту. Тяговую подстанцию на улице Кольцова, я считаю, тоже обязательно надо взять под охрану. Это центр города, кольцо застройки там сжимается вокруг всех старых домов, и мы можем потерять часть истории города и памятник эпохи конструктивизма».

Здание на улице Кольцова, так же как и здание на улице Маковского, находится на балансе муниципального казенного предприятии «ГорЭлектротранспорт». BFM-Новосибирск направил запрос в мэрию Новосибирска о планах по реставрации указанных объектов.

Ранее BFM-Новосибирск рассказывал о плачевном состоянии другого памятника архитектуры – построенной по проекту архитектора Крячкова школы, которая находится на улице Якушева.