Войти в почту

Эксперты оценили новый законопроект о запрете лишать работников премий

В Трудовом кодексе может появиться отдельная статья о порядке депремирования - невыплате работнику или уменьшении размера стимулирующей выплаты. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму.

Эксперты оценили новый законопроект о запрете лишать работников премий
© Российская Газета

"Идея об усилении правового регулирования трудовых отношений в связи с применением работодателями системы депремирования сама по себе является правильной. Статьей 129 ТК РФ установлена структура оплаты труда, которая включает стимулирующие выплаты и премии. Статья 135 говорит о том, что работодатель самостоятельно принимает решения о размерах, видах, периодичности выплаты премии и определения критериев не выплаты. Однако в течение длительного времени работодатели стали активно использовать механизмы снижения окладов до незначительных размеров в 20-30%. Это серьезно ухудшает положение работников с точки зрения прогнозируемости доходов и увеличивает зависимость от неправомерных действий администрации", - говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.

Поэтому работодатель, который не хочет платить зарплату работнику, может прибегать к манипуляциям с депремированием, считает он. Например, лишать премии работника полностью, хотя значительная часть работы им будет выполнена. "Следует также принять во внимание, что микропредприятия вообще могут не иметь положений об оплате труда, а в трудовой договор не прописать все условия премирования подробно. По этой причине в ТК должны появиться прямые нормы регулирования. Например, что является крайне важным моментом - требования о соразмерности депремирования объему выполненной работы; запрет депремирования при отсутствии конкретных количественных показателей или норм в договоре работника или в колдоговоре (положении по оплате труда).

Также требуется вернуться к норме в ТК, которая существовала до 2007 года, определявшей МРОТ как минимальный размер оплаты труда без премий надбавок и компенсаций.Это позволит снизить уровень нарушений со стороны работодателей при оплате труда", - подчеркивает Сафонов.

"Премии - это финансовая мотивация, она лучше всего работает для тех категорий сотрудников, чьим центральным мотиватором являются материальное благосостояние. Премия может быть привязана к успешной реализации проекта, к выполнению поставленных KPI, привлечению новых клиентов и к другим критериям, которые влияют на финансовые результаты компании или могут повлиять в перспективе", - отмечает генеральный директор КРОС Екатерина Мовсесян.

Часто в компаниях и организациях выплата премий производится в обозначенный период: раз в квартал, раз в полгода или раз в год. Обычно в этих случаях также руководство компании или подразделения оценивает результаты команды за данный период и определяет размеры премирования. Инструмент премий наиболее эффективен для бизнеса в тех случаях, когда система мотивации прописана максимально понятно и прозрачно и сотрудник понимает, какие результаты он должен продемонстрировать.

"Лишение премии обычно становится инструментом воздействия на сотрудника, который совершил очень серьезную ошибку. К нему прибегают крайне редко, поскольку это чаще всего следствие конфликта, лояльность сотрудника к этому моменту уже оказывается на низком уровне, но стороны пока не готовы завершить трудовые отношения", - добавляет Мовсесян. Член Центрального совета независимого профсоюза "Новый Труд", руководитель орготдела Денис Зоммер считает, что законопроект можно считать в определенной степени полезным. "Однако непонятно, какие механизмы позволят регулировать различные внутренние процессы на работе? Именно начальник определяет, кого премировать и в каком объеме. Создает каким-либо подчиненным невыносимые условия или, наоборот, режим наибольшего благоприятствования. Комфортность рабочего процесса и оплата труда порой могут зависеть от крайне субъективных факторов, причем независимо от формы собственности предприятия или организации.

Доказать свою "правду" работнику чаще всего удается только в судебном порядке. При этом за спиной работодателя - юридическая служба, а работник должен защищать себя сам", - отмечает профсоюзный лидер.

По его словам, классическое трудовое законодательство позволяет работнику попытаться отстоять себя при помощи свидетелей и коллег. "Неформально занятые, самозанятые, индивидуальные предприниматели не имеют такого шанса. Да и премии у них, как правило, не предусмотрены, так как речь идет о договорах гражданско-правового характера. Поэтому, на наш взгляд, главное сделать так, чтобы прописанные в законопроекте механизмы реально работали, а не оставались только на бумаге. Чтобы работнику не требовалось для решения спорных вопросов каждый раз обращаться в суд", - добавил Зоммер.

По мнению доцента базовой кафедры ТПП РФ "Управление человеческими ресурсами" РЭУ им.Г.В.Плеханова Фариды Мирзабалаевой, система премирования претерпела существенную трансформацию за последние годы. "Предлагаемая мера по контролю за депремированием важна, но начинать необходимо с совершенствования системы организации заработной платы и премирования. Важно определить соотношение основной заработной платы и премиальной. На практике встречаются случаи, когда премиальный фонд равен фонду заработной платы. Это очень удобно для работодателей, т.к. можно без проблем депремировать работников, экономить на выплатах работникам. Некоторые работодатели вводят свои системы штрафов - за опоздания, например. Особенно сложно с подобной практикой бороться в маленьких городах, сельской местности, поселках городского типа, где сфера приложения труда ограничена и работники "привязаны" к своим рабочим местам, сложности возникают у маломобильных работников", - рассуждает эксперт.