Как в Екатеринбурге проходят рейды ГИБДД по соблюдению ПДД самокатчиками

Во время семимесячного, с конца марта по конец октября, самокатного сезона на Урале работают три кикшеринговые компании, в их парках в общей сложности около 13 тысяч электросамокатов - вдвое больше, чем было год назад. Сотрудники госавтоинспекции еженедельно устраивают рейды по проверке соблюдения ПДД самокатчиками и велосипедистами. На одном таком побывали корреспонденты "РГ".

Как в Екатеринбурге проходят рейды ГИБДД по соблюдению ПДД самокатчиками
© Российская Газета

Неужели время "дикого" кикшеринга уходит в прошлое? Такая мысль появляется, когда идешь по центру Екатеринбурга рано утром, и тебя обгоняют люди на самокатах. После того, как на самых загруженных улицах скорость СИМ стали автоматически снижать до 10 или 15 километров в час, пешеходы там и правда вздохнули с облегчением. Но стоит выйти из "медленной" зоны, как снова вокруг носятся живые двухколесные снаряды. Представители ГИБДД вместе с сотрудниками кикшеринговых компаний устроили засаду в самом центре города, где лихачить не получится. Полицейские не прячутся, но самокатчики едут по своим делам, не обращая на них внимания. Девушка проезжает через дорогу на фиолетовом самокате прямо в руки инспекторов. За ее ошибку - не спешилась на переходе - выписывают штраф 800 рублей. Она заплатит вдвое меньше, если уложится в 20-дневный срок. Нарушительница не спорит, берет квитанцию и, расстроенная, уходит пешком. Не проходит и трех минут, участники рейда замечают очередного отчаянного ездока, десятого за час. Тем временем в местных Telegram-каналах появляется новость: "Подросток на самокате сбил 5-летнего ребенка. Мальчик госпитализирован". Это произошло на улице, где жесткого ограничения скорости нет.

"С начала года в Екатеринбурге произошло уже 117 ДТП с самокатами, 104 человека получили травмы, в том числе 23 ребенка - рассказывает начальник отделения пропаганды городской автоинспекции Екатерина Шестакова. - Основные нарушения - ездят вдвоем, не спешиваются при переходе проезжей части. Встречаются за рулем СИМ несовершеннолетние и люди в алкогольном опьянении".

У компаний, владеющих самокатами, свои системы наказания для тех, кто нарушает правила.

"Мы фотографируем человека, указывая место и время. Например, на этом снимке видно, что на самокате двое, видно номер самоката, - показывает свой планшет сотрудник кикшеринга Егор. - Отправляем данные на проверку в Москву. Если все подтвердится, владельцу аккаунта выпишут штраф или вовсе блокируют".

Парное катание обойдется беспечным ездокам в 3 тысячи рублей, а поездка "под мухой" может стоить и все 150 тысяч. Все три кикшеринга фиксируют нарушителей с помощью единого бота ассоциации операторов микромобильности.

Проходит пять, десять минут без единого нарушителя - все послушно слезают с подножек, едут по одному, и даже паренек, которого сначала приняли за школьника, оказался 18-летним студентом. Инспектор благодарит его за соблюдение правил. Если бы так было всегда - на улицах царили бы мир и покой! А еще лучше, если бы удалось развести потоки пешеходов и самокатчиков.

Больше трех месяцев в Екатеринбурге существует рабочая группа, в которой представители горадминистрации, кикшерингов, гоавтоинспекции и общественности пытаются выработать правила сосуществования бесколесных и двухколесных горожан. Именно там удалось договориться об ограничении скорости, обсуждается создание выделенной инфраструктуры.

"При проектировании, строительстве и реконструкции улиц и дорог в обязательном порядке рассматривается возможность обустройства велодорожек или велопешеходных полос. Проблема-то возникает в основном в сложившейся застройке, где никаких реконструкций нет, - объясняет зампредседателя Комитета по транспорту администрации Екатеринбурга Сергей Яскевич. - Во многих местах тротуары узкие, выделять полосы невозможно. Там СИМ могут двигаться по тротуару, обязательно предоставляя преимущество пешеходам. К сожалению, все дело в низкой дисциплине этих участников дорожного движения".

По словам Яскевича, в Екатеринбурге следят за московским экспериментом, где нарушения самокатчиков фиксируют с помощью камер. Но прямо сейчас повторить его на Урале нельзя в первую очередь по техническим причинам.

Комментарий

Алексей Кофман, урбанист:

Если посмотреть на проблемные точки города, это вообще не самокаты. Скорее пробки и экология, с которыми СИМ как раз могут помочь справиться. Да и с точки зрения безопасности, ДТП с автомобилями в разы больше, и последствия у них тяжелее.

Когда появились трамваи, люди тоже ругались: занимают место, бренчат, могут задавить прохожего. Основная проблема самоката в том, что этот транспорт непривычный и для него нет инфраструктуры. Но раз при таких высоких ценах СИМ настолько популярны, значит, они полезны.

Администрация Екатеринбурга города заняла взвешенную позицию: не запрещать, а упорядочивать, ввести договоренности. Ограничение скорости в критических местах обоснованно, но я бы предложил вводить его более мягко. Если хорошая погода, вечер выходного, праздник - ясно, что на улице будет толпа. Именно в это время в местах скопления людей нужно вводить "умные" ограничения. В прохладные дни на тротуарах вообще никого нет, все бегут на общественный транспорт. Если, как предлагают, повсеместно установить скорость в 10 км в час, мобильный транспорт просто потеряет смысл, люди перестанут им пользоваться.

Городская среда должна меняться вместе с изменениями в привычках людей. Уже четыре года у нас работает кикшеринг, с каждым годом все больше велосипедистов, а мы при ремонте дорог и тротуаров просто меняем бордюры и покрытие - вместо того, чтобы в обязательном порядке закладывать велодорожки и велополосы. В Москве, в Казани находят возможность развести потоки пешеходов и велосипедистов с самокатчиками. У нас дорожки закладывают только в новых районах, а выделенных велополос на дорогах нет вообще.