«Между кулинарией и отделкой много общего»
В подвале Виктора Николаевича Морозова до сих пор хранится плитка для изготовления мозаики на остановках и в переходах – арт-объекта советской эпохи, вызвавшего в последнее время пристальное внимание журналистов. Фрагменты мозаики пролежали в подвале уже около сорока лет. – Жду, когда кто-нибудь заберёт, – говорит художник. – У самого у меня сейчас другие заботы – трудимся на даче с моим другом псом Бади. Хотя и сейчас могу за месяц мозаику выложить, помог бы, если бы ко мне обратились. Успеть к Олимпиаде Сейчас Виктору Николаевичу восемьдесят. Он и его творческая семья охотно рассказали историю курской мозаики, которая стала для них источником вдохновения, а для кого-то и первым творческим опытом. Искусству мозаики Виктор Николаевич научился в художественном фонде, куда часто заходил… поиграть с художниками в биллиард. И не заметил, как пристрастился к живописи и графике. Там же увидел, как выкладывается мозаика. Хобби стало основной работой. Виктор Николаевич трудился художником-оформителем на многих предприятиях, в культурных учреждениях – заводах РТИ и «Маяк», в областной филармонии, цирке, детском саду в Лебяжьем. Ему довелось украшать автовокзалы в Щиграх и Железногорске. Он же автор керамического панно в здании курского автовокзала, отражающего историю региона. Сюжеты художнику-оформителю поручали воплощать самые разные – от рекламных плакатов до героев любимых мультипликационных фильмов. И на художественно-графический факультет института Виктор Николаевич поступил, уже став профессиональным художником, регулярно получающим заказы. Самая долговечная работа по украшению курских улиц – мозаика в переходах. Что будет изображено на стене, решал в основном сам Виктор Николаевич. Начальство вкусу его доверяло. Работу ценило высоко – за месяц мог заработать около восьми тысяч рублей. – Тогда на эти деньги можно было купить автомобиль «Волга», – рассказывает художник. Тонкому ремеслу он обучил племянника Андрея. Украсить остановки, переходы в Сеймском округе мозаикой заказал местный райисполком. Первой работой стал переход на остановке «Улица Черняховского», созданный по проекту Союза художников. Начальный этап работ на этом объекте выполнил другой художник. Обстоятельства помешали ему закончить, и эту работу предложили Виктору Николаевичу. Войдя во вкус, Виктор Николаевич уже и сам предлагал свои услуги по облагораживанию остановок и переходов с помощью мозаики. Его инициатива находила отклик, тем более как раз нужно было преподнести свой город во всей красе накануне Олимпиады. Напомним, через Курскую область и областной центр проходил путь олимпийского огня. За плиткой Виктор Николаевич специально ездил в Подмосковье. Привозил по два грузовика. Чтобы успеть к грандиозному событию, следовало поторопиться. Так что до приезда комиссии кое-где оставался последний этап работы – смыть наклеенное. – Тогда во всём ощущалось ожидание чего-то нового, необычного, – рассказывает Виктор Николаевич. Когда поднимался в небо олимпийский Мишка, мозаика уже была готова. Со временем некоторые панно художника оказались закрыты более свежими изображениями. Например, в переходе на остановке «Река Сейм» три года назад во время проведения ремонтных работ советскую мозаику закрыли плиткой. На её месте виды старого Курска. Помогали дочь и племянник Выкладывать мозаику Виктору Николаевичу помогала и его дочь Виктория, которая тоже стала профессиональным художником. – Жили мы по соседству с мастерскими художников, всё детство оттуда не выходили, – вспоминает Виктория Морозова. – Художник Николай Степанович Шорохов нас всех рисовал и привечал. В доме были очень красивые картины по мотивам Рембранта, Брюллова, умело сделанные отцом. Она также окончила худграф, копии не делает, зато пишет с натуры в разных техниках и преподаёт черчение будущим инженерам в СХА. Вдохновляют Викторию разные города, где она побывала. Сейчас она работает над серией пейзажей Грузии, но главным местом силы и вдохновения для неё остаётся Курск, красоту которого ей помог увидеть отец. – Сейчас планирую написать серию заброшенных курских храмов, – рассказывает Виктория. Прошлое, считает, более живописно, чем новые современные строительные объекты. Гордится, что её отец принимал участие в создании Курска советской эпохи. Виктория и сама помогала отцу дома делать подготовительные работы для мозаики. – Он мне доверял там, где ничего резать не надо, – с улыбкой рассказывает художница. Также Виктор Николаевич предложил племяннику Андрею Печкарёву, жившему по соседству, помогать ему и заодно заработать на мороженое. В итоге денег хватило не только на мороженое. Андрей, тогда ученик начальной школы, смог приобрести себе мопед «Карпаты», а маме купил телевизор «Электрон». Сегодня племянник живёт и работает в Липецке, а о детстве, проведённом в Курске, вспоминает с теплотой и охотно делится деталями: – Сначала Виктор Николаевич делал эскиз на бумаге, сразу размечая будущие цвета нарезки, там где будут потом квадратики из плитки. Делали всё это на двух столах, потом поставили ещё два стола. Заготовки перевозили на машине в переход, где дядя выкладывал мозаику, а племянник замешивал раствор. До сих пор Андрей Печкарёв считает, что цементно-песчаная смесь – основа основ, кто когда-то с ней имел дела, с современными смесями точно справится. Самое главное – правильная консистенция. – Очень важно её чувствовать, и этому научился я ещё и у тёти Гали (жены художника Галины Морозовой. – Прим. «КП»), она очень хорошо печёт торты, а крем взбивать доверяла мне, так что между кулинарией и отделочными работами много общего, – говорит он. Галина Морозова помогала в важном деле не только этим. Заготовки для будущей мозаики делались в самой большой комнате их трёхкомнатной квартиры, где домочадцы постоянно спотыкались о коробки и мешки с плиткой. И все эскизы трогать запрещалось. «Здесь всё нужное», – предупреждал муж. Но Галина Петровна, медсестра по профессии, точно знающая, что чистота – залог здоровья, конечно, не собиралась терпеть вопиющий беспорядок в доме, и каждый день убирала пыль и мусор. Но так, чтобы ничего не перекладывать без особой необходимости. Она хоть и не большая сторонница творческого беспорядка, но и сама человек творческий, увлекающийся вязанием и вышивкой. – Там, где мозаика – в доме никакого порядка, – вспоминает с улыбкой женщина. И, конечно, результат труда было отрадно видеть. – В той стороне лет пять не была, когда ходила через этот переход, там всё было в ларёчках, магазинчиках, – рассказывает Галина Морозова, – но я знала, что там мозаика, близкие знали, что там мозаика. Когда Андрей рассказывал сверстникам, что помогает дяде выкладывать мозаику в переходе, те не верили ему. Опыт работы в девятилетнем возрасте очень пригодился во взрослой жизни. Не случайно молодой человек выбрал строительную сферу. При этом в юности он увлекался живописью и литературой – его историями зачитывались сослуживцы и ждали продолжения. – У нас вообще очень творческая и дружная семья, – говорит Андрей Печкарёв, – Вика для меня не двоюродная, а просто сестра. А началось всё с бабушки Сони, очень талантливая была, голос очень красивый. Её даже в хор Пятницкого приглашали в Москву, но она предпочла остаться в Курске. Вместо эпилога В общей сложности Виктор Морозов занимался мозаикой шесть лет. – В стаж эти годы у меня не пошли, так как работал по договорам, пенсия теперь всего 13 700 рублей. Но я такой человек – никогда не унываю, – говорит Виктор Николаевич. – Зато тогда заработал хорошо. И делал то, что мне нравится. Делал с душой. А как же иначе? Всё нужно делать только так. Спустя годы, когда проходил по «своим» переходам, Виктор Николаевич признаётся, коробило, от того, что творят там варвары. А сейчас, конечно, приятно, что в Курске возрождают советскую мозаику. Вероника ТУТЕНКО Фото автора и сообщества «Нескучный Курск»