Соберу кусочек бирюзового неба: на ВДНХ готовят мозаичное панно к грядущему 85-летию выставки

На ВДНХ готовят мозаичное панно к грядущему 85-летию выставки. И приглашают москвичей помочь в создании нового украшения для парка. На одной из таких встреч 10 июля побывала корреспондент «Вечерней Москвы».

Соберу кусочек бирюзового неба: на ВДНХ готовят мозаичное панно к грядущему 85-летию выставки
© Вечерняя Москва

В помещении Московской школы мозаики меня и других участников встречает автор проекта, по которому и создается панно, — Эдуард Мишкин. На рабочем столе перед ним — прочная сетка из стекловолокна, на которой собирается изображение, несколько контейнеров с голубыми, бирюзовыми и сиреневыми прямоугольными камушками, а также клей с лопаточкой для его нанесения. Она называется мастихин.

— Механизм создания мозаики не меняется уже много столетий. Пласты смальты (цветное непрозрачное стекло с добавлением оксидов металлов. — «ВМ») колются вручную на тессеры — кусочки, из которых потом складывается изображение, — рассказывает мастер.

Единственное, что изменилось, — состав клея: он стал более надежным. Его мастер разводил сам. На вид раствор напоминает цемент.

Эдуард объяснил, что и как нужно делать, и отдал мне в руки мастихин. Его тыльной стороной я набираю немного клея, опускаю его на сетку и начинаю аккуратно, слегка неуверенно, по ней размазывать. Слой смеси должен быть примерно в половину высоты тессеров, которые уже лежат на панно.

На мозаике будут изображены несколько объектов: стена, мальчик, запускающий воздушного змея, птица, небо, кипарисы и античные колонны. Поскольку панно будет размещено на Ялтинском участке ВДНХ, художник захотел тематически связать его со знаменитым курортом.

Мне достался кусочек неба, расположенный возле хвоста птицы. В основном укладываю голубые тессеры, но периодически вкрапляю бирюзовые и фиолетовые. Так, по словам Эдуарда, мозаика будет выглядеть живописнее. Толстые кусочки сильно вдавливаю в клей, а тонкие лишь слегка прижимаю, чтобы по высоте они все были примерно на одном уровне. А слишком широкие тессеры мастер подгоняет под размер специальными кусачками, обламывая лишнее по бокам.

— Мы пригласили горожан принять участие в наборе мозаики, чтобы каждый мог внести свой вклад в украшение ВДНХ, — рассказывает руководитель Московской школы мозаики Екатерина Медвецкая. — Через несколько лет они смогут показывать это панно своим детям и внукам, рассказывая, что приложили руку к его созданию.

Следующие встречи пройдут 14 и 18 июля.

ИСТОРИЯ

Мозаика появилась в древней Месопотамии (Междуречье) еще в четвертом тысячелетии до нашей эры. Там архитекторы использовали небольшие цветные предметы для украшения храмов. В IV веке до нашей эры греки и римляне создавали живописные изображения из гальки и ракушек. Позже греко-римские мастера начали делать мозаики из кусков цветного стекла — смальты. Особо известны мозаики византийских мастеров.