Войти в почту

Переход у Детского мира в Челябинске заиграл красками стрит-арта

В Челябинске фестиваль стрит-арта «Переход» проходил в течение месяца. Стены подземного перехода у Детского мира раскрашивали девять художников и 87 подростков.«В этом переходе реальность замирает, вы попадаете в другой мир, звучит гитара и шумят шаги прохожих», – говорит художник-граффитист Полина Ильина, показывая рукой на граффити в переходе у Детского мира. Вместе с коллегой Алексеем Батисом она проводит обзорную экскурсию по переходу. Работы закончены, и теперь стены здесь не исписаны тэгами и рекламой, а украшены совместными работами художников и детей. Граффити Полины и Алексея тоже украсили путь между улицами. Фестиваль организовали Челябинский Дом архитектора и Агентство инновационного и инвестиционного развития города Челябинска. Тема «переход» откликается в каждой детали места с новым образом. Одна из работ показывает жизненный цикл цветка, в другой эскиз из простых линий переходит в детализированную картину и на стенах нарисован вход в портал, ведущий на другую сторону дороги. Организаторы рассказывают, что хотели расширить проект: окрасить выходы из перехода, видимые с улицы, в основные цвета рисунков. Однако из-за расположения в историческом центре города такая идея не получила одобрения. Координатор проекта и граффитист Алексей Батис рассказывает о прошлом перехода:«До проекта люди приходили, рисовали, за ними шли работники, которые закрашивали серой краской их рисунки, и всё по кругу. Это вечный процесс. Мы хотели его ненадолго задержать, посвятить детей в культуру граффити», – говорит художник. На недавно выкрашенных стенах уже появляются первые надписи и теги, но их не торопятся закрашивать. Алексей Батис говорит, что в граффити работает теория «разбитых окон»: если на чистой стене появилась хоть одна строчка или рисунок, скоро она будет исписана полностью.Место для будущих рисунков разметили уже в середине июня.Один из челябинских художников, чьи работы не вошли в проект, облил эскизы чёрной краской. Согласно законам граффити-сообщества, портить чужие рисунки нельзя. Если уж и трогать чужую работу, то нужно закрашивать её рисунком лучше прежнего. Залитые работы было решено не перекрывать. Эскизы изменили, а пятна чёрной краски вписали в завершённые работы. Набор участников на проект прошёл в начале лета. Искали художников с готовыми эскизами и детей, которые хотели попробовать себя в новом творчестве. Из художников нашлось только девять человек. Юных участников было больше, их разделили на три потока: закрепили за художниками для помощи нанесения рисунка на стену.Закрытие фестиваля и медиация по работам в переходе прошла 10 июля. Художники признаются, что закончили вносить финальные штрихи за несколько минут до появления гостей. На медиации собрались участники фестиваля: художники и подростки с опытом в граффити, заглянули и простые прохожие.Участницы арт-группы «ЧУДИ» Леся Шестакова и Екатерина Суханова разработали совместный эскиз для фестиваля. На рисунке яркие цветы танцуют, взявшись за «руки». Девушки работали в разных стилях, рисовать цветы любят обе. Художницы говорят, что слышали благодарности от прохожих ещё во время работы. «Наши картинки будут вас радовать зимой, когда будет холодно. Челябинск очень тёплый, на самом деле, яркий», – говорит о работе Екатерина Суханова.(Яркие цветы танцуют, взявшись за руки)Художница Леся Шестакова разработала самостоятельный эскиз. На граффити она изобразила участок улицы, который пешеходы пропускают, проходя через переход. Она оживила светофоры и прямые линии.«Со мной работало четверо детей, двое примерно восьми лет, а двое почти совершеннолетние. Мы выбирали разный материал, совмещали работу баллончиками и кистями. Дети больше любят аэрозоли: быстро напылить и уйти. Интересно было приучать их к аккуратности, указывать на детали и привлекать к более сложной работе. Финальные штрихи пришлось добавлять самой, но ребята большие молодцы», – рассказывает об участии детей Леся Шестакова.Результаты проекта обсудили сразу после медиации на паблик-токе «Уличное искусство: диалог с городом». В дискуссии своё мнение о влиянии проекта на город высказали главный художник Челябинска Павел Писклаков, художник-граффитист Алексей Батис, начальник Управления по архитектурно-градостроительному проектированию Челябинска Ольга Никитина, куратор фестиваля по работе с участниками Александра Горчакова и куратор проектов Graffiti Russia Полина Сухова. Модерировала беседу куратор фестиваля Галина Зубаирова.«В городе очень важна уместность. Граффити не должны перекрывать исторические центры, парадные улицы. Всё, что мы делаем в городе, – выстраиваем диалоги и систему ценностей. С помощью уличного искусства создается локальная идентичность города», – говорит о важности этой работы начальник Управления по архитектурно-градостроительному проектированию Челябинска, Ольга Никитина. Про уместность граффити говорил и главный художник города Павел Писклаков. «Просто работать с холстами – они одинаковые. Каждая стена оказывается уникальной. Бывает, что художник-муралист не может вещи вписать - кондиционеры или решетки - в композицию. В граффити у художника та же задача – вписать окружение в композицию», – рассуждает художник. В пример создания городской среды приводили многоэтажки в районе Академа. Громоздкие новые дома украсили муралами, и люди почувствовали причастность к территории, на которой живут.«Есть тонкая грань между интересами художника и работой, которая понравится большинству. Чем больше профессионалов будет задействовано, тем лучше получится найти компромисс», – высказывает своё мнение куратор проектов Graffiti Russia Полина Сухова.С детьми на фестивале вела работу Александра Горчакова – руководитель образовательного проекта Urban J, экскурсовод «Челябинск пешком», преподаватель в детской архитектурной мастерской АРХДЕТИ. С ней у юных художников проходили творческие занятия. Детям рассказывали, почему нельзя рисовать на объектах культурного наследия, начинали с изучения граффити в Нью-йоркском метро, вместе с ними рисовали теги, делали трафареты. «Мы не просто город делаем красивым, мы родителям даём возможность посмотреть на детей в новом амплуа. У меня есть девочки с ЧТЗ, не избалованные красотой центра города. Они смогли посмотреть другой мир. Мы сделали гораздо больше, чем просто переход изрисовали», – подчёркивает важность проекта для юных участников Александра.Руководитель МБУ «ЭВИС», Руслан Фархутдинов, предоставивший оборудование для работы в подземном переходе, высказал готовность поддерживать дальнейшие проекты.В конце мероприятия прошло награждение всех участников фестиваля стрит-арта сертификатами участника и памятными призами. В городе ещё есть минимум пять подземных переходов с пустыми стенами. Фестиваль планируют провести и в следующем году. Одна из важных задач такой работы – показать оригинальное творение автора и приобщить детей к «культурному» граффити. В Челябинске пока нет единого сообщества художников граффити. Для объединения нужны общие ценности, возможность рассказать о своём искусстве и потребители. Фестиваль стрит-арта «Переход» стал такой площадкой для художников и показал юным граффитистам возможности развития их хобби.

Переход у Детского мира в Челябинске заиграл красками стрит-арта
© Uralpress.Ru