Лауреат премии СГ Инесса Слюнькова - о законах и секретах архитектуры

На "Славянском базаре в Витебске" президент Беларуси Александр Лукашенко вручит премии Союзного государства в области литературы и искусства. Премии удостоились создатели мемориала "Хатынь", писатель Владимир Лиходедов за просветительский проект "Бацькашчына" и гендиректор "Кубанского казачьего хора" Виктор Захарченко. Среди тех, кто уже получил эту высокую награду, - доктор архитектуры Инесса Слюнькова. Она член Экспертного совета премии.

Лауреат премии СГ Инесса Слюнькова - о законах и секретах архитектуры
© Российская Газета

Инесса Николаевна, чем руководствовались при выборе победителей?

Инесса Слюнькова: Считаю, что лауреатами стали люди достойные - за вклад в укрепление дружбы между народами Беларуси и России. Сейчас наблюдается комплексный подход к сохранению исторической памяти, культурного наследия. Эти приоритеты стали главными.

Кто в совете?

Инесса Слюнькова: Это 17 деятелей культуры Союзного государства. Среди них - художественный руководитель "Геликон-Оперы" Дмитрий Бертман, ректор Белорусской госакадемии искусств Михаил Борозна, художественный руководитель Белорусской госфилармонии Юрий Гильдюк, художественный руководитель Театра-студии киноактера "Беларусьфильма" Александр Ефремов, народный артист СССР Михаил Лавровский, народный художник РФ Геннадий Правоторов...

Инесса Николаевна, вы обладатель премии Союзного государства за серию книг, посвященных памятникам архитектуры Беларуси и России, изучали их более 20 лет. Что означает для вас награда?

Инесса Слюнькова: Я удостоена премии за три монографии - "Архитектура городов Верхнего Приднепровья XVII - середины XIX веков", "Монастыри восточной и западной традиций: наследие архитектуры Беларуси", "Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи: Пересоздание наследия".

Книга "Архитектура городов Верхнего Приднепровья XVII - середины XIX веков" была издана в Минске в 1992 году, это исследование по Могилевской губернии. Монография востребована в Беларуси. Молодежь обращалась к ней в рамках свободной энциклопедии, и я вижу в этом важный просветительский эффект. Книгу в издательстве "Наука и техника" в лихие девяностые хотели рассыпать, потому что я... дочь бывшего первого секретаря ЦК партии Белоруссии Николая Слюнькова. Но редактор сказала, что книга нужна. Тогда я позвонила историку Олегу Трусову, благодаря которому и вышло исследование.

Почему взялись за эту тему?

Инесса Слюнькова: Находясь между Западом и Россией, Беларусь оказывалась на пути военных действий соседних держав. Ее города подвергались разрушениям. Наименее уязвимыми оказывались сооружения из камня. Монастыри были просветительскими центрами. Впервые приводится указатель монастырей, существовавших на территории Беларуси и окружающих земель, называвшихся Северо-Западным краем.

Беларусь невозможно узнать только по городу, без деревни нет ощущения белорусских корней

Удалось ли найти новые факты, сделать открытия?

Инесса Слюнькова: "Иезуитский проект" начала XVIII века, точнее, "Проект уничтожения греко-российского исповедания на территории Речи Посполитой". Я его нашла в Российском государственном архиве древних актов в Москве. Рукописный перевод с польского. Это совершенно бесчеловечный план действий против православных и даже униатов. Все сводилось к тому, чтобы довести православное духовенство до нищеты и бесправия, отрезать пути к образованию священников и их детей.

Исследовать архитектурное наследие Беларуси старались и раньше? Вы рассказали об уникальной экспедиции Дмитрия Струкова.

Инесса Слюнькова: Путевые заметки художника Оружейной палаты Кремля были написаны во время его экспедиции в Беларусь в 1863 году. В ходе экспедиции Струков, не щадя себя, занимался археологией, зарисовывал храмы, церковную утварь, делал копии икон, записывал рассказы местных хранителей уникальной старины. "Следы памятников" стали художественным образом Беларуси. До наших дней большинство тех храмов (кроме трех) не сохранилось, они остались лишь в рисунках Струкова. Струков открыл Беларусь как заповедник старых христианских традиций.

Как сейчас обстоят дела с охраной памятников?

Инесса Слюнькова: Я полагаю, что и те книги, которые я выпустила, позволили Беларуси принять несколько государственных программ по охране памятников. Одна из них касалась приведения в порядок памятников районных городов.

Вы также написали "Проект оформления коронационных торжеств в России XIX века". Работу критики назвали феноменальной.

Инесса Слюнькова: Я работала главным архитектором Музеев Московского Кремля в 2003-2004 годах. Это очень ответственная работа: от разработки проектов до реставрации и стройки. Это дало новые темы.

Архитектура храмов и ландшафт создают неповторимый облик русской земли. Фото: Роман Щербенков

Запомнился ваш доклад о художественной интерпретации идеального образа России в оформлении праздника коронации на рубеже XIX-XX веков. А существуют сегодня интерпретации идеального образа России?

Инесса Слюнькова: Это не праздник в театральной форме, а образ, говорящий о качестве жизни. Архитектура - это искусство организации пространства. Насколько грамотно и эстетично с точки зрения своего назначения расположены снаружи и внутри дом, храм, город. Архитектура определяет наше пребывание здесь и сейчас, она влияет на наше самочувствие и образ жизни. Недавно вернулась из Крыма. Трасса "Таврида" дает совершенно иное представление о Крыме: скоростная магистраль минует населенные пункты и идет по середине полуострова в отличие от старой крымской дороги. Это открывает другой его облик: сочетание гор, степей и развитие инфраструктуры полуострова. В Ялте отреставрированы тротуары, восстановлены фонтаны, беседки - все это оттеняет художественные достоинства памятников XIX-XX веков. Русская Ривьера - это и качество жизни, и качество среды обитания. Деньги вложены не напрасно. У нас появляется достойное и восхитительное лицо Южного берега.

Что вас привело в Ливадию?

Инесса Слюнькова: По Ливадии пишу вторую монографию. Одна часть исследования о Ливадии времен Александра II, вторая - времен Николая II. По Ливадии как о памятнике истории и архитектуры не было научных работ. Памятник не введен в науку: каковы его художественная идея, структура, границы и т.д. Мы не можем заниматься сохранением, реставрацией, просветительской "деятельностью" памятника, если знаем о нем мало.

Почему Ливадия была выбрана для переговоров стран антигитлеровской коалиции 1945 года?

Инесса Слюнькова: Она аристократическая резиденция, высокое искусство, эталонный образец архитектуры и дворцово-паркового искусства, и принимая высоких гостей, показываешь уважение к эталонным образцам.

Как часто бываете в Беларуси?

Инесса Слюнькова: Часто. Я родилась в Минске. Там у меня живет сестра. Мама и папа родом с Гомельщины. Самые яркие воспоминания детства - местечко Городец, белые кварцевые, раскаленные от солнца пески по щиколотку, деревянная церковь, кладбище на Радоницу, старые березы вдоль дороги. Беларусь невозможно узнать по городу. Без деревни нет ощущения белорусских корней изнутри. Папа (Николай Слюньков - экс-глава Белоруссии. - Прим. авт.) умер в 2022 году и перед смертью просил меня, чтобы я занималась его памятником. Мне посоветовали белорусского скульптора Константина Костюченко.

Как вы оцениваете сегодняшнее Союзное строительство?

Инесса Слюнькова: Скрепляются силы союзного строительства, закладывается фундамент в экономике, социальной сфере, безопасности, обороне, науке...