Стал моложе и чаще приходит: театры о том, как изменился их зритель за последние годы
Ростовская область, 10 июля 2024. DON24.RU. Последние годы на постановки, по наблюдению художественных коллективов, стало ходить больше людей, они активно интересуются жизнью театров и творческих команд. Наблюдениями с ИА «ДОН 24» поделились крупнейшие театры Ростова-на-Дону. Стал моложе Правительство активно поддерживает культурную жизнь, дав юношам и девушкам возможность использовать Пушкинскую карту. Благодаря этому и не только во все государственные театры стали приходить молодые люди. «Театральный зритель за последние 5–10 лет, конечно, поменялся. Приходящий к нам на вечерние спектакли зритель все моложе и моложе», – говорит Карина Сердюченко, директор Ростовского-на-Дону академического молодежного театра. И приток зрителей наблюдается не только в государственных театрах, к существованию которых все привыкли, но и в частных. «Если 10 лет назад в Ростове-на-Дону, когда люди слышали слова «частный театр», многие даже не представляли, что это такое, то сейчас это уже норма и чаще всего человек понимает, т. е. уже имеет опыт посещения или много слышал», – утверждает Катерина Рындина, художественный руководитель частного театра «Человек в кубе». При этом зрителю абсолютно точно интересно, куда и на что он пришел. Впрочем, по факту его интересует все то, что и раньше составляло предмет интереса театралов. «Интересны чувства. Интересно погружение в другое пространство. Сопричастность. Сопереживание», – поясняет Катерина Рындина. Изменилась форма интереса и фокус. Погружение в другое пространство теперь осуществляется не только через восприятие постановки на самой премьере, но и углублением в саму жизнь театра. Современному зрителю хочется знать, что там, за кулисами. «Сегодняшнему зрителю интересна изнаночная жизнь театра. Интересно все, что связано с выпуском спектаклей, что связано с частной жизнью актеров и не только. <…> Мы с этим сталкиваемся, потому что нам задают очень много вопросов на эту тему, и мы делаем какие-то акции по этому поводу, например «Ночь в театре», – рассказывает Карина Олеговна. К сожалению, эта вовлеченность не всегда имеет положительный оборот. Коллективы все же сталкиваются с нарушением дресс-кода, когда в жару люди приходят на постановку в сланцах и шортах, а также с шумом в зале, когда падают телефоны или идут разговоры. «Обсуждение того, что происходит на сцене, во время спектакля – это, конечно, неправильно. Хорошо, что люди обсуждают, но когда идет спектакль – это совершенно неуместно», – рассуждает Карина Олеговна. Это все отвлекает других зрителей от погружения в историю на сцене. Но, как заверила Карина Сердюченко, «проблемы со зрителем сейчас самые что ни на есть бытовые», и источником их обычно бывают те, кто пришел на постановку впервые. Бесплатные спектакли не нужны Зрители стали приходить на постановки заметно чаще. В разных театрах, в связи со спецификой и репертуаром, люди проявляют разную активность, но у большинства заполненные залы, особенно если речь идет о премьере. С одной стороны, увеличить число зрителей можно было бы с помощью бесплатных событий. Так, например, поступила Ростовская филармония, проведя на площади у фонтана открытый концерт. Согласно нашему социальному опросу в соцсети «ВКонтакте», 77,8% опрошенных чаще приходили бы на постановки, если бы те были бесплатными. Однако в современных реалиях это невозможно. Нужно помнить, что хотя государственные театры и получают финансирование на осуществление постановки, но это, как правило, очень крупные спектакли, которые самостоятельно театру будет осилить тяжело. «Безусловно, мы должны поблагодарить Правительство Ростовской области и наше министерство культуры – театр не остается без их внимания и поддержки. Выделяется финансирование для осуществления масштабных постановок, одни из самых ярких примеров – спектакли-легенды «Тихий Дон» и «Платов», – рассказывает и. о. директора Ростовского академического театра драмы имени М. Горького, член Общественного совета при Комитете по культуре Госдумы РФ Ольга Николаева. В то же время актеры, режиссеры и члены организационных групп работают на постоянной основе, им нужно платить зарплату. Поэтому театру необходимо показывать зрителю не только масштабные представления, но и небольшие, которые будут идти силами самой труппы. И они, разумеется, должны быть оплачены. Никто не исключает бесплатных мероприятий в целом, но проведение их на постоянной основе может привести к деградации аудитории и падению образа театра в их глазах. «Бесплатные мероприятия всегда собирают огромное количество людей. Но если мы говорим о качественной публике, то это не про бесплатные мероприятия», – поясняет Катерина Рындина. Другой не менее важной причиной является подход. Художественные коллективы понимают, что многие зрители хотели бы попасть на постановку, поэтому не делают цены на билеты высокими. Однако и не делают их дешевыми, чтобы сохранять у зрителя ощущение возвышенного, когда он приходит на спектакль. «С точки зрения психологии человеческого поведения билет в театр не может быть дешевым. Доступным – да, но не дешевым. Иначе мы обесцениваем свою работу в глазах самых дорогих для нас людей – наших зрителей. Поэтому билеты на наши спектакли представлены в самых разных ценовых категориях. Тут мы ориентируемся на формулировку «Театр – это элитарное массовое искусство» – объясняет Ольга Николаева. В любом случае, все театральные коллективы любят своих зрителей и оптимистично настроены на дальнейшую работу с ним. Ведь, как сказала Карина Олеговна, «если человек к нам пришел, значит он ждал встречи с нами». Сергей Попов, ИА «ДОН 24»