Новосибирец пытается увековечить память своего дяди-Героя Советского Союза

Новосибирец Владимир Каратаев пытается увековечить память своего дяди, Героя Советского Союза Ильи Каратаева. 22-летний артиллерист Илья Каратаев погиб в октябре 1944 года, освобождая от фашистских захватчиков территорию Литвы. Там и похоронен. В 1945 году Илье Каратаеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В России же, вступившей в год празднования 80-летия Великой Победы, нет ни одного памятного знака, установленного в его честь.

Новосибирец пытается увековечить память своего дяди-Героя Советского Союза
© Российская Газета

О стараниях 83-летнего Владимира Каратаева, который считает себя ответственным за сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны, "РГ" уже писала (См. Ограниченная память" от 17 апреля 2024 года). За это время его история получила продолжение, о котором всем было бы полезно узнать.

Напомним, что Илья Каратаев родился в Казахстане, и села Кривошеевка - места его рождения - на карте давно нет. Казахстан - одно из направлений поисков Владимира Каратаева, тоже уроженца этой страны, входившей в состав СССР. Как чтут память героя на его родине? При посредничестве представительства МИД России в Новосибирске Владимир Каратаев получил информацию об этом из генерального консульства РФ в Алма-Ате. И он возмущен.

Сдаться и махнуть рукой он не может - ведь не сдался же его юный дядя, уничтожавший вражеские танки? "Память о наших героях должны чтить в любой стране!" - уверен новосибирец

Ему сообщают о двух населенных пунктах, где хранят память об Илье Каратаеве. Первый - это город Жаркент Панфиловского района. Почему Жаркент, ранее звавшийся Панфиловым? Владимир Каратаев не понимает. Во время войны Кривошеевка находилась на территории другого района, Гвардейского. Тем не менее именно в Жаркенте находится парк, где установлен бюст Каратаева Ильи Васильевича. Второй же населенный пункт, где помнят о Герое Советского Союза, - село Баскуншы, где с 2011 года есть улица имени И. В. Каратаева. В этом поселке действительно одно время, уже после войны, жила мать Ильи и его десяти братьев и сестер. Есть фото. На табличке номер дома - 107 и название улицы "Каратаев", не Каратаева. "107 Каратаев? 107 попугаев?!" - возмущается племянник героя.

Ну а теперь о России. Здесь и проще. И труднее. Как уже писала "РГ", с предложением установить мемориальную доску герою Владимир Каратаев обратился в администрацию Ачинска. Именно в Ачинске Илья Каратаев стал артиллеристом, пройдя ускоренные курсы Сумского артиллерийского училища, эвакуированного в Сибирь. Сохранилась и часть зданий, в которых учились будущие артиллеристы. Какие-то сейчас в распоряжении коммерсантов. Другие - на территории Ачинского кадетского корпуса, который носит имя летчика Георгия Голубева. Минобр Красноярского края отнесся положительно к тому, чтобы разместить мемориальную доску на здании кадетского корпуса. Там даже предложили провести торжественное мероприятие в честь установки памятного знака - в 80-ю годовщину гибели Ильи Каратаева, 17 октября нынешнего года.

Вот только радость длилась недолго. Владимир Каратаев ответ из минобра прочитал внимательно. И не поленился изучить сайт Ачинского кадетского корпуса. И стало понятно, что 5-я памятная доска на аллее Победы - это выкрашенная в синий цвет конструкция на двух воткнутых в землю тонких ножках. Владимир Каратаев считает это, мягко говоря, несерьезным: "Разве так выглядят мемориальные знаки? Его вырвет из земли любой вандал!" Я показал фото конструкций нескольким людям. Реакция одинаковая: "Это издевательство".

Тамара Тушина, которая в администрации отвечает за памятники, - милейший человек. "Может быть, фото не самое удачное, но в реальности это хорошие памятные доски, - успокаивает она меня по телефону. - Это не плакатик из бумаги, как вы говорите, это материал, который устойчив к атмосферным осадкам. Выглядят вполне достойно".

Как объяснила Тамара Тушина, более привычную нам мемориальную доску повесить некуда - нет достоверной информации, в каком именно здании жил или учился Илья Каратаев. Кстати, на одном из зданий кадетского корпуса есть мемориальная доска Иннокентию Смоктуновскому, который учился в Ачинске в эвакуированном Киевском пехотном училище. Кажется, точного адреса этого училища в эвакуации тоже нет. "Но захотели - и повесили, - с горечью говорит Владимир Каратаев. - Конечно, Каратаев - не Смоктуновский"...

P.S.

Если честно, я считаю, что мемориальную доску Илье Каратаеву можно было бы установить и в Новосибирске. И есть где - в центре Новосибирска целый военный городок, который хорошо бы привести в порядок и сделать памятным местом. Владимир Каратаев родился в 1941 году, его ровесников уже не так много, и ему нужно помочь добиться благородной цели - чтобы фраза "Никто не забыт" не стала пустой и затертой. Может быть, ради этого можно и забыть о строгих канонах в деле наименования улиц и установки памятных знаков. А уж как они будут выглядеть, эти знаки, - тоже целиком и полностью зависит от нас.